Улицы разбитых каблуков

Когда тротуары перестанут трещать по швам?
Когда тротуары перестанут трещать по швам?

Асфальт постепенно уступает место в белорусских городах кружевному разноцветью плитки. Наши тротуары в кои–то веки стали напоминать аллеи в лондонских скверах и нью–йоркские авеню. Но вот незадача — плитка в одночасье стала ломаться, крошиться, проседать. Потом эти трещины и зазоры. Казалось бы, мелочь. Но каблуки застревают в каменной «трухе» и ломаются. Знакомая девушка уже трижды за сезон носила обувь в мастерскую. Едва сходит снег, рабочие снова берутся за дело — укладывают плитку заново. Просто замкнутый круг какой–то. Так, быть может, есть смысл вообще отказаться от плитки?

— Асфальт, конечно, укладывать и проще, и быстрее, — признает заместитель генерального директора по строительству УП «Горремавтодор» Мингорисполкома Валентина Анципарович. — Но вдруг понадобится переложить кабель или отремонтировать трубу? Ломать асфальт и укладывать его обратно — накладно. Плитку же можно достать и вернуть на место без особых трудностей. К тому же городу она обходится не так уж и дорого, да и смотрятся тротуары солидно, по–европейски.

Неужели подводит качество самой плитки и строительных работ? Но у нас ее производством занимаются не одна и не две фирмы, многие уже не первый год в бизнесе и собаку в этом деле съели. Хватает и хороших строительных организаций.

— Рынок сейчас перенасыщен некачественными стройматериалами, — говорит начальник производственно–технического отдела завода строительных конструкций ОАО «Забудова» Владимир Губин. — Появилось много небольших фирмочек, которым как–то нужно сбывать свой товар. Вот и продают по дешевке. Да и профессионалов-строителей порой заменяют самоучки. В итоге — потрескавшиеся тротуары и сломанные каблуки.

— Ну не так все просто, — не соглашается руководитель сектора ландшафтной архитектуры комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Татьяна Гречина. — Во–первых, есть строительные нормы. Проектированием занимаются только организации, которым выдана специальная лицензия. Во–вторых, плитку всегда продают с гарантией, обычно на несколько лет. За некачественные стройматериалы несет ответственность производитель и ошибки исправляет за свой счет.

Основная проблема, оказывается, — коммунальная техника, которая во время уборки города повреждает плитку. Под напором 3,5–тонной махины тротуар может просесть. Зимой это не так заметно, потому что глубина промерзания слишком большая, а вскрываются все недостатки весной. К тому же стальной ковш трактора, несмотря на специальную резиновую насадку, часто повреждает тротуар. В образовавшиеся трещины попадает вода, и зимой лед разрушает камень.

— Да, наша техника не совсем подходит для уборки тротуаров, — соглашается главный инженер УП «Горремавтодор» Мингорисполкома Игорь Желтов. — В основном это громоздкие тракторы «Беларусь» с ковшом и щеткой. Выход? Город планирует закупить импортные легкие и маленькие подметальные машины, их в народе еще «мультиками» называют. Правда, стоит один такой «мультик» ни много ни мало около 65 тысяч долларов.

Когда нам ждать спецтехники, точно не знают. А пока придется запастись еще одной парой обуви. Так что удачи на тротуарах!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter