Что говорят эксперты о новых законах в сфере национальной безопасности и государственной защиты

Улица не терпит хаоса

Уличные беспорядки образца августа прошлого года жители нашей страны вспоминают с содроганием. Эксперты прямы и категоричны: да, мятеж не удался, однако мы фактически находились в нескольких шагах от гражданской войны. При этом наши правоохранительные органы при наведении общественного порядка действовали более мягко, нежели их зарубежные коллеги. Да и в целом, как выяснилось, белорусское законодательство в области национальной безопасности на поверку оказалось более либеральным, чем в других государствах. Подписанные Президентом изменения в законы по вопросам обеспечения национальной безопасности и о государственной защите нацелены на сохранение устойчивости государства. Они позволят ликвидировать имеющиеся пробелы в правовой базе и защитить от посягательств хейтеров тех, кто действительно сражается за страну.


Право на защиту

Закон «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» действует в нашей стране с 1999 года. Но за 20 с лишним лет мир серьезно изменился. Новая цифровая реальность требует и новых способов защиты. Причем речь идет не только о силовиках, уточняет депутат Палаты представителей Национального собрания Жанна Чернявская:

— Мы помним по прошлому году о многочисленных угрозах в адрес учителей, журналистов, артистов, депутатов, членов избирательных комиссий и их семей. И это не только оскорбления и запугивания через интернет, но и реальные противоправные действия, призывы к физической расправе, поджоги и порча имущества. Теперь по закону эти категории граждан также могут рассчитывать на защиту вместе с близкими. 
Для этого, говорит парламентарий, потребуется заявление от самого гражданина, председателя суда либо руководителя организации, в которой работает или служит человек, которому угрожают. Эти сведения поступают в органы внутренних дел, которые определяют уровень опасности угрозы и степень оказания государственной защиты, если потребуется, вплоть до изменения внешности человека.

Добавим, что в обновленном законе расширяется круг лиц, подлежащих государственной защите. В него включены военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях выполнения ими обязанностей по охране общественного порядка, сотрудники Службы безопасности Президента и Оперативно-аналитического центра при Президенте, иные лица в связи с посягательством на их безопасность, а также близкие вышеперечисленных категорий граждан.

С точки зрения практики

Теперь — о защите национальной безопасности. Раз за разом выходившие на уличные марши «змагары» продолжают ныть: мы, мол, мирные люди, а с нами не церемонятся. Более того, силовые структуры, по их мнению, попросту «знiшчаюць» белорусский народ. Слово человеку, который еще совсем недавно был по ту самую сторону баррикад, а теперь над подобными рассуждениями только смеется. В эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» заместитель директора учреждения «Круглый стол демократических сил» Илья Бегун обращает внимание: а ведь наши силовики и военные даже не применяли огнестрельное оружие.

— Но ведь ты тоже запомнил слезоточивый газ на вкус? — заметила в ответ ведущая.

— И я к этому отношусь с иронией. Спокойно, со временем начинаешь понимать, что сначала предупреждают, потом стоят, ждут, потом начинается ответный процесс — шумовые гранаты, слезоточивый газ… Сейчас сидишь и анализируешь: спасибо, что не сразу крайние меры. Это гуманно!

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и оружия теперь законодательно документированы. Изменения вносятся в шесть действующих законов: «Об органах внутренних дел», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», «О государственной границе», «Об органах пограничной службы», «О государственной охране» и «Об органах государственной безопасности». Главным образом корректировки касаются профессиональной деятельности тех, кто призван защищать страну и нас с вами, часто рискуя при этом своей жизнью и здоровьем.

Говоря о новациях, было бы неправильно проводить параллели только с прошлогодними событиями в стране, отмечает депутат Палаты представителей Иван Мамайко. Полковник милиции, отдавший немало лет службе в органах внутренних дел, знает не понаслышке, как непросто порой приходится сотрудникам правоохранительных органов решить вопрос о применении физической силы, специальных средств и табельного оружия. Все дело в том, говорит депутат, что в прежнем законодательстве было слишком много оценочных и отсылочных норм в этом плане:

— Да, раньше тоже существовал конкретный перечень оснований для применения специальных средств и сил. Однако при этом оговаривалось, что, помимо законности их применения, причиненный вред должен быть соразмерным противодействию правонарушителя.
Но как определить эту соразмерность, когда преступник на тебя бросается с ножом и на принятие решения есть лишь доли секунды? Ведь любое использование служебного оружия влечет серьезные разбирательства. Понимая это, сотрудники милиции порой рискуют жизнью, боясь лишний раз получить нагоняй от начальства. 
Ряд нововведений касается вопросов усовершенствования структуры органов внутренних дел. В частности, в последнее время заметно растет количество киберпреступлений. Соответственно возникла необходимость, чтобы в криминальной милиции появилась отдельная структура, которая будет заниматься борьбой с правонарушениями в цифровой сфере. 

Еще из правовых новаций.

— В случаях возникновения опасности для жизни и здоровья людей в местах проведения массовых мероприятий и по маршрутам следования участников может быть приостановлено функционирование объектов общественного питания, торговли, транспорта, иных организаций, — рассказал в эфире СТВ Юрий Назаренко, первый заместитель министра внутренних дел.

А как у них?

При разработке закона изучалась международная практика, в частности США и отдельных стран Европейского союза. Как признают эксперты, тамошние порядки еще жестче. Судите сами. В Европе, если вы снимете защитный шлем у представителя правоохранительных органов, то выплатите штраф — минимум 45 тысяч евро. Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить штраф. Его максимальный размер не ограничен, однако зачастую он будет соразмерным с нанесенным ущербом городской или частной собственности. Альтернатива — лишение свободы сроком до года. В Швеции — до четырех лет. К слову, за сокрытие лица под маской на любой акции протеста, даже разрешенной властями, во многих европейских странах предусмотрено наказание от трех до шести месяцев лишения свободы. Китайские власти пошли дальше, и теперь в Гонконге деятельность, направленная на его отделение, свержение политического строя, терроризм, а также сговор с другими государствами, карается лишением свободы на срок от трех лет до пожизненного заключения. При этом к терроризму по новому законодательству относят даже повреждение автомобилей, как это часто происходило во время массовых беспорядков. Вынесенное специальной комиссией по безопасности судебное решение не подлежит обжалованию.

А, к примеру, в США, которые слывут оплотом демократии, полицейский имеет право выстрелить, когда преступник подошел к нему ближе, чем на полтора метра, напоминает Иван Мамайко:

— Поэтому мы постарались максимально приблизить законодательство к реалиям жизни, уйти от оценочных и отсылочных норм, которые затрудняют принятие решения и ставят под угрозу не только безопасность граждан, но и жизнь сотрудника правоохранительных органов. 

konon@sb.by

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter