Стоит ли называть улицы в честь знаменитых людей?

Улица имени хорошего политика, который потом стал плохим

Польский Институт национальной памяти планирует переименовать улицу Бронислава Тарашкевича в Бельск–Подляском. В Польше вовсю идет процесс декоммунизации, а наши западные соседи считают белорусского лингвиста и политика, депутата польского сейма, убежденным коммунистом. Тут как посмотреть: Тарашкевич был видным членом компартии Западной Белоруссии, но погиб в 1938 году в тюрьме НКВД. Показательный потому для Беларуси факт, заставляющий, по–моему, задуматься: стоит ли вообще называть улицы чьими–либо именами? Тот ли это способ зафиксировать в народной памяти конкретную личность? Поймут ли, о ком именно идет речь, представители уже следующего поколения? Примеров — масса. Скажем, со знаменитым ли боевым генералом авиации ассоциируется минская улица Беды (которую только совсем недавно стали корректно обозначать как «улицу Леонида Беды»)? Знают ли минчане, в честь кого названа улица Короля? Условного Людовика XIV или же видного белорусского строителя? Не попадут ли в будущем в опалу к потомкам те, с кого когда–то сдували пылинки? Вот, скажем, Шарангович — председатель «тройки» в 1937 году, а Пономаренко — возглавлял «тройку» в 1938 году. Одного потом расстреляли, а другой стал большим советским начальником. Кто из них достоин того, чтобы присваивать их имя минским улицам?..

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО


Между тем только в Минске очереди на увековечение в названиях улиц ждут несколько десятков знаменитых имен наших земляков — писателей и художников, режиссеров и градоначальников, архитекторов и ученых... Некоторые — более 10 лет. При этом решить, кто достоин первым оказаться на карте города, не так и просто. Слишком уж много подсказчиков. Предложения поступают отовсюду: от общественных организаций и групп лиц до министерств и ведомств, даже посольств! Как, задаются вопросом в Комиссии Мингорисполкома по наименованию составных частей Минска, угодить всем? Тем более что о переименованиях в столице нынче разговор не идет. Слишком большая это тягомотина. В том числе и поэтому, замечает член комиссии Иван Сацукевич, ссылаясь на документ «О наименовании и переименовании проспектов, улиц, площадей и других составных частей города Минска», увековечение славных имен в объектах допустимо только в исключительных случаях:

— Новые названия должны прежде всего отражать исторические, топографические, национальные, социальные, хозяйственные, культурные особенности города и соответствовать топонимической науке.

П.Пономаренко
О чем говорит топонимист, наглядно понимаю, выйдя прогуляться по микрорайону Каменная Горка. Названия улиц там сплошь «географические» — Неманская, Лидская, Налибокская, Люцинская... Точно так же и в раскинувшемся по другую сторону железной дороги микрорайоне Лебяжьем, где «прописались» улицы Мястровская, Княгининская, Ратомская и Камайская. И никому не обидно! Однако и соотечественникам местечко на карте все же порой достается. Первой исполнительнице роли Павлинки Павлине Мяделке, князьям Острожским, режиссерам Михаилу Пташуку и Виктору Турову, освободившему Минск маршалу бронетанковых войск Олегу Лосику... Это — из последнего.

— Но сколько, скажем, бывает недовольств, когда та или иная знаменитость «прописывается» либо в коттеджных поселках, либо где–то едва ли не в закоулках! Речь, в частности, о новых коротеньких улочках в микрорайоне Магистр, оценить размер которых по предоставленным нам планам было архисложно. Мы бы с удовольствием назвали улицы именами знаковых для страны фигур — Марка Шагала, графа Кароля Чапского или архитектора Лангбарда, но это должны быть действительно ключевые, пусть и для конкретного микрорайона, магистрали, — считает Иван Сацукевич.

В.Шарангович
Кто бы мог подумать, что в Минске полно и «юридических фантомов»! Вопрос, который способен поставить в тупик даже бывалых минских таксистов: как добраться до улицы, скажем, поэта Владимира Дубовки или художника Ивана Хруцкого? Даже помощник–навигатор не подскажет. Хотя реверанс в их сторону, подсказывают эксперты комиссии при Мингорисполкоме, топонимисты сделали еще в 2011 году:

— Так мы назвали новые улицы в спроектированных микрорайонах Северный–1 и Северный–2. Там же увековечили живописца Петра Сергиевича, писателей Яна Барщевского, Ивана Науменко и дирижера Геннадия Цитовича. Решение закрепили официально. Но дома там так и не построили. Было решено не отдавать эту территорию под комплексную застройку из–за того, что там находятся пахотные земли. Увы, дать перечисленные имена другим улицам уже нельзя. Юридически это будет считаться дублированием.

Улица Станислава Монюшко лишь на бумаге числится и того дольше — целых 13 лет! В градостроительном проекте детального планирования жилого района Лошица, говорят топонимисты, она, к слову, значится с рабочим названием «Проектируемая № 1». Ключевая, между прочим, для южных окраин города магистраль, часть третьего транспортного кольца, которая в перспективе должна начаться в Курасовщине, пересечь железную дорогу, реку Свислочь неподалеку от Чижовского водохранилища и закончиться аж в Серебрянке. Но строительство даже отдельных ее участков все откладывается. Работы начнутся, лишь когда за пределы столицы будет полностью вынесена инфраструктура аэропорта «Минск–1».

Что за кольцевой?
ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

Видимо, самое оригинальное название, которое за последнее время получила улица в нашей стране, — Леонардо да Винчи. Великого итальянского ученого, художника и изобретателя «прописали» в Новой Боровой — жилом массиве, который де–факто многие горожане считают минским микрорайоном, но административно расположенном в Минском районе. Наименование в подобном случае, гласит Закон «О наименованиях географических объектов», утверждает сельский Совет депутатов. Только при чем здесь великий итальянец?

— Названия улиц в Новой Боровой отсылают к авиации и воздухоплаванию — это дань уважения застраиваемому нами аэродрому «Боровая», мы хотели бы сохранить память о нем. Три основные магистрали названы общими словами, связанными с авиацией: Авиационная, Небесная и Пилотная. Перпендикулярно им согласно плану расположены квартальные улицы, названные в честь людей, которые внесли вклад в мировое воздухоплавание, были его пионерами и новаторами: Леонардо да Винчи, Микоян, Миль, Яковлев, Камов, Эркхарт и братья Райт, — говорят представители застройщика, компании А–100 Девелопмент.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

КОМПЕТЕНТНО

Ирина Бородич, консультант управления геодезии и картографии Госкомимущества, ответственный секретарь Топонимической комиссии при Совете Министров:

— Топонимика города — организм достаточно живой. Ведь новые улицы, особенно в крупных населенных пунктах, появляются часто. Тенденции такие: если город разрастается, поглощая ближайшие населенные пункты, то наименования улиц таких бывших населенных пунктов, как правило, сохраняются. При условии, конечно же, что они отличаются от названий улиц, уже существующих в городе. Если же они одинаковы, мы рекомендуем давать улицам имена, связанные с конкретным местечком. Тем самым отдаем дань истории. В минском микрорайоне Серебрянка, скажем, есть улица Шейпичи — так называлась расположенная здесь когда–то деревня. Второй момент, который мы рекомендуем учитывать, — при увековечении общественно–политических, культурных и иных деятелей делать акцент на тех людях, которые родились, жили или проявили себя именно на этой территории. Будь то заслуженный учитель, врач, поэт или герой Великой Отечественной войны, совершивший здесь подвиг, но, возможно, не широко известный. И последнее время к этой рекомендации стали прислушиваться. Не так давно со мной консультировались из Крупок — они хотели присвоить новой улице имя космонавта Петра Климука. Еще одно обязательное требование — должно быть учтено мнение граждан. Если они против, то иное наименование однозначно присвоено не будет. При этом в Беларуси все еще появляются улицы с названиями из разряда 3–я улица Строителей: Колхозная, например.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Витебске переименовали 15 улиц и переулков. Основанием для этого стал утвержденный Президентом в конце прошлого года генеральный план развития города. Скажем, улица Центральная теперь носит имя Александра Овечкина, Молодежная — Петра Никифорова, Школьная — Даниила Райцева, Дачная — Леонида Филипенко. Переулок Школьный переименован в переулок Николая Самаркина, улица Станционная — в Нагорную, улица Репина — в Федора Шмакова и соответственно переулок Репина — в переулок Федора Шмакова. Еще семь улиц и переулков получили новые названия на территории включенного в черту областного центра горпоселка Руба.

deu@sb.by

P.S. Уважаемые читатели! Хочется услышать ваше мнение: на каких улицах вы хотите жить? Надо ли присваивать улицам имена людей?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter