Уличные музыканты

Классический оркестр в неклассическом интерьере
Классический оркестр в неклассическом интерьере

Рассуждать о замечательных качествах белорусских исполнителей классической музыки как–то даже и неприлично: и в нашей, и в зарубежной прессе на эту тему и без меня уже сказано немало. Действительно, белорусская исполнительская школа — многократно подтвержденный брэнд, давно и прочно признанный в мире. Оркестр Национального академического театра оперы — брэнд вдвойне. Репутация наших музыкантов, собственно, и стала причиной того, что новое произведение французских композиторов впервые услышала именно белорусская публика. Праздник музыки, в третий раз организованный французским посольством в Минске, в данном случае был лишь поводом.

Праздником музыки французы вот уже 20 с лишним лет отмечают день летнего солнцестояния и активно пропагандируют свою изящную инициативу — в этот раз всевозможные музыкальные события в честь самой короткой ночи в году прошли более чем в 100 странах. На мой взгляд, у нас ее отпраздновали особенно красиво и необычно. Композиторы Брюно Летор и Жан–Мишель Эрве, видимо, успевшие проникнуться особой симпатией к нашей стране во время предыдущих праздников музыки в Минске, написали оригинальную симфонию к фильму Стюарта Патона «20 тысяч лье под водой» и предложили свежеиспеченную партитуру оркестру белорусской оперы. Ингредиентов в этом интернациональном проекте смешалось не меньше, чем в каком–нибудь мудреном лакомстве французской кухни. Не так давно Франция отметила 100–летие со дня смерти классика своей национальной литературы Жюля Верна — его творчество и стало той «опарой», на которой поднялся весь проект. Фильм Патона знатокам также скажет многое, ведь именно этот американец в 1916 году впервые в истории кино осуществил подводные съемки, сняв картину с невероятным по тем временам бюджетом в 200 тысяч долларов... Впрочем, о материальном минская публика едва ли думала в тот вечер, и не только потому, что концерт был благотворительным. Представьте: на экране оживают немыслимые кадры черно–белого немого кино, а на сцене расположился симфонический оркестр, исполняющий прекрасную музыку при свечах на фоне шума морского прибоя... Редкое блюдо для музыкальных гурманов.

А в уик–энд оркестр театра, уже вместе с хором и ведущими солистами, подарил поклонникам качественной музыки еще одну благотворительную акцию — ночной концерт под открытым небом у стен Мирского замка, собравший немало любопытствующих не только из числа местных жителей (кстати, телеверсию этого события можно будет увидеть 2 июля в эфире ОНТ). По моим наблюдениям, удовольствие от исполнения произведений Чайковского и Мусоргского музыканты получили не меньшее, чем публика от их прослушивания в «полевых условиях»... Безусловно, материальный момент важен для любого артиста, и серьезного в том числе, но куда важнее творческий процесс, кураж, восхищение публики, ощущение себя, образно говоря, на пике искусства. Увы, в ближайшие несколько лет Национальный театр оперы и балета не сможет обновлять свою афишу, поскольку выпускать премьеры вне родных стен будет затруднительно. В театре уже поговаривают, что за годы ремонта, без возможности работать над новыми спектаклями оркестр и труппа рискуют понести ощутимый кадровый урон... Пожалуй, неплохой альтернативой здесь могло бы стать осуществление проектов вроде тех, которыми оркестр белорусской оперы украсил минувшую неделю. Обеспечить качественное воплощение любой нетривиальной идеи в этом театре пока есть кому.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter