Уличная симфония

Когда мы собирались домой, я клал баян в футляр, и он прямо качался от денег.
Одинокий звук трубы как-то сразу привлек мое внимание. Он разливался по всему пешеходному переходу, не давая прохожим шансов остаться равнодушными. Что это была за композиция?.. Не помню. Очень печальная. Или просто день был такой печальный и пасмурный. Или то, что в инструмент самоотверженно дудел мальчишка лет восьми. Худенький такой... В общем, уже не важно было, что и как он играет. Даже если бы этот паренек лишь прикрывал своим "талантом" банальное побирушничество, нашлись бы люди, убедившие себя, что обязательно нужно помочь бедному ребенку. Никто ведь не знает точно, что скрывается за плывущими из инструмента звуками...

"Мурка" в три скрипки

Это был их первый выход "в люди". Девчонок со скрипками, которых я недавно встретила в переходе возле универмага "Беларусь", выдавало стеснение. Они долго настраивались, играли с большими перерывами и явно чувствовали себя неловко. А играли красиво: Бетховена, Вивальди... Не зря за плечами остался курс музыкального училища. Но... В первый раз девчонки так и не смогли побороть стеснение и меньше чем через час покинули импровизированную сцену всего лишь с 5 тысячами рублей. Но уже в следующий раз за полтора часа девушки заработали по 7,5 тысячи "на брата". И, как ни удивительно, самый большой гонорар скрипачки получили за исполнение... общеизвестной "Мурки".

- Мужчины какие-то подошли, явно навеселе, 5 тысяч в футляр кинули, - сказала юная скрипачка. - Вот мы и сыграли.

Конечно, это не тот репертуар, который девушки учили в музучилище, но в каком-то роде тоже классика. Хоть и блатная. А в подземке, увы, она ценится куда больше, нежели знаменитые сюиты и сонаты. Но самый ходовой товар здесь - это русскоязычная попса. Что-нибудь типа: "В городе осень. И дождь, и слякоть". Или из Киркорова с Пугачевой. И тут уж только скрипками обойтись трудновато. Впрочем, некоторые уличные музыканты предпочитают все же поп-рок. Он, конечно, отпугивает поклонников постарше, но зато молодежь на гонорар не скупится.

Удержать толпу

"А девушка пьяна уже который день..." - думаю, Земфира и не подозревала, какое оригинальное звучание может приобрести ее хит, сыгранный на балалайке и баяне. Да что там Земфира. Еще будучи студентами первого курса Белорусского университета культуры, двое молодых ребят Вовочка Николаев и Андрюша Боровой умудрились переложить на эти народные инструменты "Чайф", Сукачева, "Вопли Видоплясова" и т.д. Вооружившись столь разнообразным репертуаром, когда "Ой, цветет калина" сменяли хиты "Рамштайна", парни собирали в переходах целые толпы зевак. Пели, играли, общались с публикой, шутили и получали соответствующие гонорары.

- Когда мы собирались домой, я клал баян в футляр, и он прямо качался от денег. Я уже на вес чувствовал, сколько там наберется. А потом стали бросать и приглашения поиграть на свадьбах и днях рождения, - вспоминает Андрей.

Надо сказать, далеко не ко всем уличным музыкантам у публики такое же теплое отношение. Взять хотя бы неформалов, бездарно орущих под гитару "Гражданскую оборону", или несчастных, выкрикивающих под синтезатор "Владимирский централ". Этим бедолагам, оставляющим после себя в переходах разве что горы окурков, не один час придется "лабать", дабы наскрести на пиво. Чтобы зацепить человека из толпы, нужно чем-то выделиться, быть в кураже. Вот тогда будут деньги.

- А не портит ли переход музыкантов? - не удержалась я.

- Смотря о чем речь. Акустика там отличная. И общение с публикой артистов только закаляет. А вот что касается здоровья, увы. На постоянных сквозняках можно запросто простудиться. Ну и конечно, быстрые деньги... - признался Андрей. - В творческом плане это прибивает. Но всегда есть выбор.

Андрей с Вовой решили развиваться дальше. Игра в кабаках, где ребята выступали в последнее время, - это всего лишь еще одна ступенька творческого роста. Для кого-то последняя. Для кого-то... Одним словом, молодцы! И все же, надо думать, отказаться от быстрых денег им было не так-то просто. Ведь по собственному признанию музыкантов, заработанного однажды за вечер в переходе им хватило на билеты до Таганрога и обратно.

Музыка без границ

Лето было, вот ребята и решили рвануть за народом "на юга". Там играть куда проще. В курортных городах да туристических центрах уличных музыкантов только приветствуют. Взять хотя бы пресловутый киевский Крещатик, где можно услышать музыку самых разных направлений. Мэрия Парижа, говорят, пошла еще дальше. Желающие играть в Парижском метро должны получить лицензию для работы в переходе и соответственно платить в городскую казну налоги со своего заработка. В общем, из разряда уличных музыкантов они превращаются в сотрудников метрополитена, о чем говорят даже бэджики на их одежде.

В Минске пока все наоборот. Флейты, скрипки, гитары, баяны... Все это не входит в планы облагораживания столицы. В соответствии с 419-м решением Мингорисполкома, милиция не жалует уличных музыкантов. Патрульные постоянно дают понять, что артисты в переходах - гости нежеланные. Особо непонятливых могут даже оштрафовать (от 0,2 до 1 МЗП) за "нарушение общественного порядка".

И все-таки... они идут играть на улицу. Говорят, что в этом есть какой-то особый кайф. Собирая толпу людей, которые еще минуту назад спешили каждый по своим делам, а теперь хлопают в такт песне, музыкант самоутверждается как артист. И деньги становятся уже второстепенны. Главное - это ощущение, что тебя любят. Жаль только, что таких музыкантов (!) очень редко можно видеть в наших переходах. Все чаще голоса подземки звучат серо и убого. Скучно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter