«Вересковый мед в парижском «Улье» — так называется необычная выставка в Музее истории театральной и музыкальной культуры

«Улей» переместился в Минск

«Вересковый мед в парижском «Улье» — так называется необычная выставка в Музее истории театральной и музыкальной культуры. Стоит только взглянуть на стены, и всем сразу становится понятным этот метафорический образ: здесь собраны работы художников-белорусов, которые переехали во Францию в начале  XX века, их часто называют «пчелками».



Здесь их шестеро, во главе с Марком Шагалом. Но экспозиция в большей степени посвящена Осипу Любичу, 120-летие которого будет отмечаться в этом году. Он был одним из последних белорусов, присоединившихся к так называемой Парижской школе. Сперва он снискал себе славу театрального художника. Он делал декорации для Берлинской оперы и других подобных заведений. Собственно, это и есть главная причина, почему директор музея Зинаида Кучер захотела видеть у себя Осипа Любича.

Позже вместе со своим другом Лазарем Меерсоном, художником-постановщиком и новатором французского кино, он делал декорации для фильмов. Одна из его самых известных работ того времени — оформление одного из кабаре на Монмартре. Собственно, первые годы в Париже художник и жил в основном за счет заказов на подобные услуги, не гнушался он расписывать даже квартиры.



Эта часть творчества Любича сегодня известна только благодаря  воспоминаниям самого художника и исследователям его творчества. А вот множество его картин сохранилось по сей день. Некоторые — в частных коллекциях белорусов. Именно они и представили их на всеобщее обозрение публики в музее. Очень притягательны полотна на тему цирка. Любич всегда интересовался клоунами, жонглерами,  акробатами и с удовольствием изображал их, в том числе в графике. К слову, в 1934-м в Париже даже вышел альбом, который состоял из офортов, посвященных цирку.

Эта графика лишь малая часть работ художника. Как вспоминала его дочь Дина Любич, он практически до самой старости рисовал все, что видел перед глазами. Кроме графики работал в технике гравюры, пастели и акварели. Отсюда натюрморты, пейзажи и прочее.

На первый взгляд эта выставка может показаться очень скромной, ведь занимает она небольшое помещение. Но, стоит только взглянуть на фамилии в уголочке картин, эти мысли уходят. Ведь часть представленных здесь полотен уникальна и выставляется в Минске впервые. Стоимость, за которую они были приобретены, вам не назовет ни один коллекционер. А вот сумму, за которую их могут вам продать, — вполне. Особенность этой выставки как раз в том, что часть представленных картин можно купить. Конечно, они мало кому по карману, поэтому спешите хотя бы отведать этого «меда» в музее, расположенном в бывшем Доме масонов.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter