Улетная ветеринария

Глава государства в своем Послании к народу и парламенту потребовал придать импортозамещению «новый импульс и смысл»
Глава государства в своем Послании к народу и парламенту потребовал придать импортозамещению «новый импульс и смысл». Где, давайте зададимся вопросом, смогут сэкономить аграрии, заместив импортные аналоги и снизив при этом себестоимость продукции? А почему бы не на ветпрепаратах. 

Почти 200 миллионов долларов мы ежегодно тратим на закупку ветпрепаратов. Причем мы -- это не сельхозпредприятия, которые свою прибыль, по большому счету, могут использовать по собственному усмотрению, а госбюджет. При этом 75 процентами этих денег оплачивается импорт препаратов, хотя у большинства их есть белорусские аналоги. А ведь  за последние пять лет в разработку технологий по выпуску новых лекарств для животных государство инвестировало 26,2  миллиарда рублей. Ветпрепараты могли и должны были стать  продуктом экспортно ориентированным, приносящим в бюджет валюту. А что на выходе? Вложенные в отрасль немалые деньги,  солидная, свыше 60 предприятий, база для производства и покрытие внутренних потребностей за счет импорта на две трети. Вот такие мы интересные люди -- самим работать лень, лучше отдать миллионы долларов чужому дяде.

Так где же все-таки отечественные ветпрепараты и куда потрачены деньги? Точки над «i» расставил госконтроль, проверив выполнение госпрограммы. Главная цель -- на 85 процентов обеспечить животноводство качественными, но более дешевыми отечественными препаратами -- не достигнута. К примеру, из профинансированных 50 новых препаратов разработаны технологии 35. ОАО «БелВитунифарм» из запланированных к производству 24 инъекционных лечебных препаратов освоило только два. Деньги проели, а работу не сделали. С 1 сентября 2011 года оно должно было выйти на проектную мощность по производству вакцины против пастереллеза КРС. Однако за четыре года не сделано ни одного литра вакцины. 

Ветеринарные заводы системы ОАО «Белзооветснабпром» в 2014 году недовыполнили задание по производству растворов и порошков, не расширяют ассортимент ветпрепаратов, слабо работают по выпуску импортозамещающей продукции. 

Может быть, зададимся вопросом, производство и реализация ветпрепаратов заведомо нерентабельны, убыточны? Нет. Они имеют спрос в стране и за рубежом, рентабельность продаж может достигать и превышать сто процентов. Что доказывает, например, витебское предприятие «Рубикон», не являющееся исполнителем госпрограммы. Здесь в том же 2014 году препаратов произведено на 20 процентов  больше, чем на всех четырех заводах «Белзооветснабпрома», а на экспорт поставлено продукции почти на 3 миллиона долларов. «Белзооветснабпром» делает  ровно наоборот -- завозит ветпрепараты, аналогичные белорусским. 

Причем за счет бюджета экспортируют вакциносодержащие блистер-приманки против бешенства диких плотоядных животных, а в стране такие вакцины производят два предприятия.  За три года «Белзооветснабпром» закупил только российских приманок на 62,8 миллиарда рублей, а у своего белорусского предприятия -- лишь на 39,8 миллиарда. Причем они абсолютно идентичны. Госконтроль приводит и такую характерную деталь: в 2013 году белорусские приманки были приобретены не у производителя, а у той же коммерческой структуры. Читай: через посредника. 

По данным госконтроля, в целом вакцинация одной особи дикой лисицы стоила бюджету в среднем 200 долларов. Эта сумма могла бы выглядеть экзотично и поражать воображение, если бы не два серьезных обстоятельства. Цифра эта в значительной мере липовая. В нее вошла, например, стоимость полетов частных авиабортов, которые якобы разбрасывали над лесами и полями многие тонны приманки с вакциной внутри, но в действительности этого не делали: приписывали рейсы, обработанные площади и прочее. Здесь и завышенная стоимость самих договоров с частными авиакомпаниями на воздушную вакцинацию, которую можно было -- это госконтроль точно установил -- провести дешевле. Эдакая улетная ветеринария. Иначе говоря, немалая часть выделенных на это средств была буквально рассеяна по ветру. 

К тому же отсутствие регулирования цен на ветпрепараты позволяет торгующим организациям применять неоправданную надбавку, а продажа через посредников увеличивает стоимость для сельхозорганизаций как минимум на треть. 

Конечно, в Минсельхозпроде не раз обсуждались варианты сокращения поставок импортных ветпрепаратов и кормовых добавок. Однако пока необоснованного импорта меньше не становится. Теперь ему придется зажечь красный. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter