Только закончился суд над директором турфирмы «Калипсо Тур», как разразились новые скандалы в сфере туристических услуг: подвели клиентов крупные российские компании «Натали Турс» и «Аврора БГ», а еще – белорусская «Скай Флай Трэвел», которая отменила чартеры в Египет. Почему с рынка уходят старейшие туроператоры и что нужно знать туристу, чтобы отпуск состоялся? Разбираемся вместе с экспертами.
Деньги путешествовали, а хозяева – нет
Константин и Анна, семейная пара из Могилева, еще в феврале прошлого года запланировали отпуск в Испании. По рекомендации друзей обратились в «Калипсо Тур». Заплатили почти четыре с половиной тысячи рублей и с нетерпением ждали 20 июня – даты вылета. Однако вечером накануне отъезда узнали, что на следующий день утром они не сядут в самолет, а останутся на земле. А вот их деньги улетели. Хозяйка турфирмы одну за другой выкладывала в соцсетях фотографии с морей: вот она нежится на Кубе, а вот уже – на Мальдивах. Хотя путешествия – не единственная ее слабость: следствие установило, что она была неравнодушна к казино, где щедро спускала заработанные нечестным путем деньги.
Даже спустя год Анна воспроизводит историю в деталях:
– Уже после обеда, часа в четыре, нам удалось дозвониться до хозяйки. Она жутко извинялась, что не сказала о проблеме раньше, мол, не решалась нас огорчать. Потом стала что-то говорить о том, что перепутали дату вылета… Связавшись с отелем, мы поняли, что он вообще не получал денег. Хотя директор агентства прислала копию платежки с банковской печатью. Очевидно, это была фальшивка. Денег не увидел ни отель, ни мы.
Супруги обратились с заявлением в милицию. Как и еще более ста пострадавших от действий нечестной предпринимательницы, которая с октября 2016 по июль 2017 года в итоге «заработала» более 280 тысяч рублей. Суд Октябрьского района Минска признал директора турфирмы виновной в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил к семи с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. Ей запрещено заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет, она обязана выплатить потерпевшим компенсацию морального ущерба. Свою вину признала лишь частично: уверяет, что не собиралась обманывать клиентов и использовать их средства в личных целях.
Зачем туроператору «подушка»?
Директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер замечает, что в реестре субъектов туристической деятельности, который в прошлом году создал Департамент по туризму, названия «Калипсо Тур» не значилось:
– Хотя включение в него обязательно, ведь реестр создавался, чтобы защитить потребителя и навести порядок на рынке. Туристическая сфера – зона повышенных рисков, поэтому в ее регулировании должно принимать участие государство.
По данным Белстата, у нас работает более тысячи туристических фирм. Однако треть из них не внесена в список. Выходит, они игнорируют требования законодательства. И это несмотря на то, что в Кодексе об административных правонарушениях имеется статья, предусматривающая ответственность за непредставление сведений об организации.
Внесение всех турфим в реестр – шаг номер один к тому, чтобы защитить туристов от недобросовестных агентов. Вторая ступенька – создание страхового фонда, своеобразной «подушки» безопасности. Но его формирование, предполагает Валентин Цехмейстер, будет затруднительным:
– Особенность белорусского туристического рынка в том, что в большинстве своем он представлен не операторами услуг, а агентами, которые получают процент от стоимости путевки. Сформировать знаковый фонд с этой маржи сложно, хотя институт страхования ответственности для туристических компаний, конечно, обезопасил бы клиентов туркомпаний в случае форс-мажора.
О проблемах нужно говорить
Такого же мнения придерживается и юрист Алексей Абражей, защищающий права туристов в суде уже более десяти лет:
– Давно назрела необходимость решать проблемы с турфирмами. Сейчас финансовые проблемы игроков рынка тщательно скрываются до последнего, а ведь нужно говорить о них, как только появились первые звоночки. Главное, что надо сделать, – это обязать фирмы под страхом административной ответственности информировать госорганы о контрагентах, которые систематически не исполняют обязательства (не отправляют туристов, не заселяют их, просрочивают оплату отелей и т.д.). Клиенты также должны знать, в каком финансовом положении находится агентство. Вторая мера, которая могла бы быть эффективной, – создание компенсационного фонда как гарантии того, что в случае непредвиденной ситуации турист получит возмещение.
А пока у белорусских туристов, купивших путевку «Натали Турс» в агентствах нашей страны, нет никаких гарантий: кто-то не знает, как вернуться домой, потому что билеты аннулированы, кто-то даже не успел вылететь – так и остался на чемоданах. В Министерстве спорта и туризма прошло совещание с участием заместителя министра Михаила Портного, директора представительства туроператора в Минске Ольги Вышинской, руководителей туристических агентств, которые продавали путевки «Натали Турс». Ольга Вышинская заверила, что беспокоиться не о чем: билеты оплачены, брони отелей подтверждены. Основной удар взяли белорусские турагентства – оплатили билеты, перебронировали отели. В последующем они будут обращаться за компенсацией к «Натали Турс».
В поездке важна любая мелочь, в том числе и трансфер. Татьяна Хадускина из Минска с мужем и ребенком отправилась на солнечный берег Испании в июле прошлого года. Отлично отдохнув, семья упаковала чемоданы и ждала трансфер, чтобы поехать в аэропорт. Но не дождалась – автобус ушел на пять часов
раньше. Оказалось, сотрудники «Натали Турс», которые отвечали за доставку путешественников на самолет, перенесли время отъезда, но туристов не предупредили. Чтобы не опоздать на самолет, супруги взяли такси. За дорогу в ночное время выложили 180 евро. Татьяна сохранила чек и по возвращении в Минск предоставила его турагентству, где покупала путевку, чтобы получить компенсацию. Вот уже год ее кормят обещаниями, перекладывая вину на российских партнеров.
Памятка Минспорта
Перед путешествием нужно...
• Ознакомиться с информацией о туристической компании, в которой планируется приобретение тура, на сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей egr.gov.by.
• Проверить, зарегистрирована ли компания в реестре субъектов туристической деятельности, формирование и ведение которого осуществляется Департаментом по туризму. Информацию можно получить по ссылке mst.by/ru/tourists-belarus-ru/ или по телефону (8017) 327-23-25.
• Требовать заключения договора оказания услуг в письменной форме. Перед его подписанием проверять наличие следующих разделов: стоимость услуг, срок и порядок их оплаты, права и обязанности сторон, сведения об исполнителе, заказчике и третьих лицах, для которых приобретаются услуги, программа туристического путешествия.
• Получить чек об оплате путевки.
• Оригиналы документов, необходимых для оказания туристических услуг, а также деньги для оплаты сбора при оказании визовой поддержки передавать только по акту о приеме-передаче документов, который составляется в двух экземплярах.
odubrovsk@sb.by
Что нужно знать туристу, чтобы отпуск состоялся?
Улететь и не пролететь
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.