Источник: Знамя юности
Знамя юности

Что нужно знать туристу, чтобы отпуск состоялся?

Улететь и не пролететь

Только закончился суд над директором турфирмы «Калипсо Тур», как разразились новые скандалы в сфере туристических услуг: подвели клиентов крупные российские компании «Натали Турс» и «Аврора БГ», а еще – белорусская «Скай Флай Трэвел», которая отменила чартеры в Египет. Почему с рынка уходят старейшие туроператоры и что нужно знать туристу, чтобы отпуск состоялся? Разбираемся вместе с экспертами.


Деньги путешествовали, а хозяева – нет

Константин и Анна, семейная пара из Могилева, еще в феврале прошлого года запланировали отпуск в Испании. По рекомендации друзей обратились в «Калипсо Тур». Заплатили почти четыре с половиной тысячи рублей и с нетерпением ждали 20 июня – даты вылета. Однако вечером накануне отъез­да узнали, что на следующий день утром они не сядут в самолет, а останутся на земле. А вот их деньги улетели. Хозяйка турфирмы одну за другой выкладывала в соцсетях фотографии с морей: вот она нежится на Кубе, а вот уже – на Мальдивах. Хотя путешествия – не единственная ее слабость: следствие установило, что она была неравнодушна к казино, где щедро спускала заработанные нечестным путем деньги. 

Даже спустя год Анна воспроизводит историю в деталях: 

– Уже после обеда, часа в четыре, нам удалось дозвониться до хозяйки. Она жутко извинялась, что не сказала о проблеме раньше, мол, не решалась нас огорчать. Потом стала что-то говорить о том, что перепутали дату вы­лета… Связавшись с отелем, мы поняли, что он вообще не получал денег. Хотя директор агентства прислала копию платежки с банковской печатью. Очевидно, это была фальшивка. Денег не увидел ни отель, ни мы. 

Супруги обратились с заявлением в милицию. Как и еще более ста пострадавших от действий нечестной предпринимательницы, которая с октября 2016 по июль 2017 года в итоге «заработала» более 280 тысяч рублей. Суд Октябрьского района Минска признал директора турфирмы виновной в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил к семи с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. Ей запрещено заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет, она обязана выплатить потерпевшим компенсацию морального ущерба. Свою вину признала лишь частично: уверяет, что не собиралась обманывать клиентов и использовать их средства в личных целях.

Зачем туроператору «подушка»?

Директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер замечает, что в реестре субъектов туристической деятельности, который в прошлом году создал Департамент по туризму, названия «Калипсо Тур» не значилось: 

– Хотя включение в него обязательно, ведь реестр создавался, чтобы защитить потребителя и навести порядок на рынке. Туристическая сфера – зона повышенных рисков, поэтому в ее регулировании должно принимать участие государство. 

По данным Белстата, у нас работает более тысячи туристических фирм. Однако треть из них не внесена в список. Выходит, они игнорируют тре­бования законодательства. И это несмотря на то, что в Кодексе об административных правонарушениях имеется статья, предусматривающая ответственность за непредставление сведений об организации. 

Внесение всех турфим в реестр – шаг номер один к тому, чтобы за­щитить туристов от недобросовестных агентов. Вторая ступенька – создание страхового фонда, своеобразной «подушки» безопас­ности. Но его формирование, предполагает Валентин Цехмейстер, будет затруднительным: 

– Особенность белорусского туристического рынка в том, что в большинстве своем он представлен не операторами услуг, а агентами, которые получают процент от стоимости путевки. Сформировать знаковый фонд с этой маржи сложно, хотя институт страхования ответственности для туристических компаний, конечно, обезопасил бы клиентов туркомпаний в случае форс-мажора. 

О проблемах нужно говорить

Такого же мнения придерживается и юрист Алексей Абражей, защищающий права туристов в суде уже более десяти лет: 

– Давно назрела необходимость решать проблемы с турфирмами. Сейчас финансовые проблемы игроков рынка тщательно скрываются до последнего, а ведь нужно говорить о них, как только появились первые звоночки. Главное, что надо сделать, – это обязать фирмы под страхом административной ответственности информировать госорганы о контрагентах, которые систематически не исполняют обязательства (не отправляют туристов, не заселяют их, просрочивают оплату отелей и т.д.). Клиенты также должны знать, в каком финансовом положении находится агентство. Вторая мера, которая могла бы быть эффективной, – создание компенсационного фонда как гарантии того, что в случае непредвиденной ситуации турист получит возмещение.

А пока у белорусских туристов, купивших путевку «Натали Турс» в агентствах нашей страны, нет никаких гарантий: кто-то не знает, как вернуться домой, потому что билеты аннулированы, кто-то даже не успел вылететь – так и остался на чемоданах. В Министерстве спорта и туризма прошло совещание с участием заместителя министра Михаила Портного, директора представительства туроператора в Минске Ольги Вышинской,  руководителей туристических агентств, которые продавали путевки «Натали Турс». Ольга Вышинская заверила, что беспокоиться не о чем: билеты оплачены, брони отелей подтверждены. Основной удар взяли белорусские турагентства – оплатили билеты, перебронировали отели. В последующем они будут обращаться за компенсацией к «Натали Турс».

В поездке важна любая мелочь, в том числе и трансфер. Татьяна Хадускина из Минска с мужем и ребенком отправилась на солнечный берег Испании в июле прошлого года. Отлично отдохнув, семья упаковала чемоданы и ждала трансфер, чтобы поехать в аэро­порт. Но не дождалась – автобус ушел на пять часов раньше. Оказалось, сотрудники «Натали Турс», которые отвечали за доставку путешественников на самолет, перенесли время отъез­да, но туристов не предупредили. Чтобы не опоздать на самолет, супруги взяли такси. За дорогу в ночное время выложили 180 евро. Татьяна сохранила чек и по возвращении в Минск предоставила его тур­агентству, где покупала путевку, чтобы получить компенсацию. Вот уже год ее кормят обещаниями, перекладывая вину на российских партнеров. 

Памятка Минспорта

Перед путешествием нужно...

• Ознакомиться с информацией о туристической компании, в которой планируется приобретение тура, на сайте Единого государственного регис­тра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей egr.gov.by. 

• Проверить, зарегистрирована ли компания в реестре субъектов туристической деятельности, формирование и ведение которого осуществляется Департаментом по туризму. Информацию можно получить по ссылке mst.by/ru/tourists-belarus-ru/ или по телефону (8017) 327-23-25. 

• Требовать заключения договора оказания услуг в письменной форме. Перед его подписанием проверять наличие следующих разделов: стоимость услуг, срок и порядок их оплаты, права и обязанности сторон, сведения об исполнителе, заказчике и третьих лицах, для которых приобретаются услуги, программа туристического путешествия. 

• Получить чек об оплате путевки. 

• Оригиналы документов, необходимых для оказания туристических услуг, а также деньги для оплаты сбора при оказании визовой поддержки передавать только по акту о приеме-передаче документов, который составляется в двух экземплярах. 

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter