Фоторепортаж: как в Дзержинском районе играют в игру «Кота печь»

Укуси кота за хвост

В Дзержинском районе на днях «испекли кота». Не волнуйтесь: ни одно животное не пострадало. «Кота печь» — это ставшая в прошлом году элементом нематериального культурного наследия страны шутливая местная игра с пометкой «18+». Ею в этих краях молодежь раньше скрашивала вечера, а нынче отметила начало рождественского поста. А сам кот — из теста. Ушки — из сала, усы — из макарон, рот — из кожуры помидора или морковки, глаза — из изюма или черники, а хвост — из колбасы.




Географическая привязка к деревне Скирмантово Дзержинского района на первый взгляд здесь условная. Старожилы вполне резонно замечают: в «кота» играли во многих регионах страны. Исследователи фольклора, впрочем, утверждают, что именно у скирмантовской традиции есть свои уникальные особенности, вот почему игра попала под охрану государства.

— Во–первых, игра живой дошла до нашего времени, — перечисляют эксперты. — Во–вторых, в этих краях на нее могла собираться не только неженатая молодежь, но и женатые пары. Мужчины приносили выпивку, женщины — закуску, звали музыкантов и гуляли. Ответственность хозяев — непосредственно выпечка «кота».



Хотя кот согласно славянской мифологии считается покровителем любви и охранником семейного счастья, сельчане особого значения этому не придавали. Просто веселились и гуляли, передавая опыт семейной жизни через игру. Так было и на этот раз, когда понаблюдать за аутентичными забавами позвали и журналистов. Пригласили, правда, не в деревенскую хату, а в стилизованный под нее сельский клуб. В программе вечера — все разнообразие здешнего фольклора, от сдобренных поговорками игр и местных танцев (колоритнейшие, между прочим, у них названия — «Стукалка–грукалка», например) до шуток и анекдотов, песен и кухни. В меню — и сам «кот», которого в итоге предписано съесть. И если чем–то похожая игра «Женитьба Терешки», также включенная в список нематериального культурного наследия страны от Лепельского района, была приурочена к «каляднаму» периоду, то «печь кота» могли и на Рождество, и в предрождественский пост, и на Мiхайла Зiмовага.


Кот согласно славянской мифологии считается покровителем любви и охранником семейного счастья.




Задача перед «игроками» стоит вкусная: укусить подвешенного под потолок кота за хвост. То есть отведать колбаски. Только без рук! Возможны, к слову, и другие табу. Быть серьезным, не улыбаться — лишь одно из них. Когда все вокруг веселятся и нарочно хохочут, сделать это, уж поверьте, не так–то просто.

— В прошлом году поиграть в «кота» собрали и местных жителей: кто участвовал, кто просто зашел посмотреть. Отдельные элементы показываем деткам в школе. Только «кот» у них — сладкий, ушки, например, мы делаем не из сала, а из зефира, — замечает Наталья Редько, свекровь которой Софья Адольфовна 20 лет назад и возродила обрядовую традицию предков. Объясняет: когда об игре знает вся страна — это, конечно, хорошо. Но самое главное — о ней не должны забывать «тутэйшыя».



Напоследок хозяйки поделились с нами рецептом скирмантовского кота. «Замешиваем тесто. Пол–литра молока, 2 яйца, 2 ложки сахара, чайная ложка соли, немного маргарина или масла, 40 граммов дрожжей, килограмм муки. После того как подойдет, лепим голову, туловище, раскатываем ножки и отправляем в печь. Потом соединяем шпажками — и готово». Можете и сами попробовать!

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter