Укрупнение со знаком «минус»

«Ликвидация малых хозяйств не всегда оправдана», — уверен председатель СПК «Колхоз «40 лет Октября» Николай Янков из Славгородского района. И подтверждает слова делами

Уступка «антиреформаторам»

За последние десять лет количество сельхозпредприятий в Беларуси сократилось более чем вдвое: из 2500 осталось около 1200. Примерно на столько же уменьшилось и число центральных усадеб, которые стимулировали экономическое и социальное развитие сельских регионов. Серьезного анализа того, как повлияла реформа на их жизнеспособность, пока никто не сделал. Однако во время журналистских командировок на бывших центральных усадьбах все чаще приходится видеть полуразрушенные мехдворы и фермы, закрытые клубы и магазины, заколоченные окна домов.

Жительница Витебщины, к примеру, не стала скрывать от корреспондента «БН», что присоединение их маленького хозяйства к крупному добра не принесло. Раньше, по ее словам, деревня считалась перспективной. Работали все объекты соцкультбыта, строили жилье, играли свадьбы.

Маленький, но слаженный социально-хозяйственный механизм дал сбой сразу же после реформирования. Сельчане надеялись, что под крылом более мощного хозяйства жизнь станет богаче и интереснее, а получился обратный эффект. Соседи забрали всех коров в новый животноводческий комплекс, комбайны и тракторы также перегнали на свой мехдвор. Ездить даже на спецтранспорте хозяйства на работу за 15 километров от дома сельчанам стало обременительно. Тут тебе ни за собственным подворьем присмотреть, ни детей на уроки выправить. К слову сказать, школу на следующий год тоже закрыли, как и почтовое отделение, и комплексный приемный пункт, а Дом культуры поставили на затянувшийся капитальный ремонт. В результате получилась самая типичная неперспективная деревенька, которую начали покидать молодые семьи. Ведь в благоустроенных агрогородках других хозяйств толковые специалисты, механизаторы и животноводы сегодня могут получить жилье без проблем.

После этого разговора мне вспомнился случай, произошедший на Могилевщине в самом начале кампании по укрупнению хозяйств. Тогда в Славгородском районе встал вопрос о присоединении СПК «Колхоз «40 лет Октября» к созданному по новой схеме на базе нескольких хозяйств СПК «Рассветовский-агро». Мол, первое маленькое хозяйство, у которого чуть больше тысячи гектаров пахотных угодий и около ста работников, не имеет перспектив. В районе и области все просчитали, обсудили и приняли решение. Дело оставалось за малым: созвать общее собрание бывших колхозников, ставших после новых веяний членами кооператива, организовать голосование и узаконить его.

Однако сельчане пожелали остаться хозяевами на собственной земле и потребовали от председателя Николая Янкова, которого пять лет назад избрали на этот пост с должности главного инженера, высказаться против уже фактически принятого решения. Молодой руководитель понимал, что на пострадавших от чернобыльской катастрофы угодьях, плодородие которых оценивается в 20—24 балла, и на старых фермах будет трудно прогрессировать. Но у него, как модно теперь говорить, был собственный бизнес-план. А главное, надежды укрепляло доверие трудолюбивых жителей Гиженки, которые, как он был уверен, не подведут.

Собрав воедино все аргументы, Николай Янков поехал по инстанциям. Убеждал в нерациональности предложенной ликвидации хозяйства чиновников в самых высоких кабинетах, подключил даже прессу. И смог сохранить хозяйство.

Мраморная специализация

Народная мудрость гласит: взялся за гуж, не говори, что не дюж. А груз на свои плечи Николай Янков взвалил непомерный. Хотя хозяйство и малое в масштабах, но было оно на территории района одним из самых проблемных в радиологическом плане. Земли, что называется, с гулькин нос, а специалисты ежегодно регистрировали превышение допустимого уровня содержания цезия-137 в пастбищной траве на площади от 100 до 400 гектаров. Нехватка угодий, на которых можно обеспечить стабильное производство чистых травяных кормов, пригодных для скармливания дойному стаду, не позволяла хозяйству увеличить молочное поголовье.

В Могилевском филиале РНИУП «Институт радиологии» Николаю Янкову подсказали, что земли его хозяйства можно эффективно использовать для выпаса мясного скота, продукция которого будет ниже допустимого уровня по содержанию радионуклидов. В результате на свет появилась и была выполнена в 2007—2010 годах программа переспециализации СПК «Колхоз «40 лет Октября» на производство так называемого мраморного мяса. Перечислять все ее составляющие нет надобности. Отметим только, что хозяйство приобрело необходимую технику и племенной скот абердин-ангусской породы, реконструировало животноводческие помещения, выполнило ряд агротехнических и технологических рекомендаций.

И результаты оказались весьма впечатляющими. Радиоактивность всего производимого в хозяйстве молока не превышала 37 Бк/л по содержанию цезия-137 (допустимый уровень для детского питания). В говядине он находился в пределах 160 Бк/кг (допустимый уровень 500). Все выращенное зерно также соответствовало нормам по содержанию радионуклидов.

За период реализации трехлетней программы стоимость валовой произведенной продукции выросла в хозяйстве почти в 2 раза, чистая прибыль — в 1,5 раза.

Стабильность, несмотря на подножку партнера

В нынешнем году работники АПК Славгородчины впервые официально отмечали профессиональный праздник не в масштабах района, а в каждом конкретном коллективе, чтобы чествовать, как говорится, не группу передовиков, а всех тружеников. Поздравить работников СПК «Колхоз «40 лет Октября» с победой в районном соревновании за достижение высоких показателей на уборке урожая зерновых и зернобобовых культур в Дом культуры агрогорадка Гиженка приехал председатель райисполкома Владимир Даниленко. Сельчане заслужили слова благодарности от главы района: на малопродуктивных землях получили по 31 центнеру зерновых и 19,5 центнера семян рапса с гектара, выполнили госзаказ в растениеводстве по всем позициям.

В животноводстве тоже хорошие показатели. За 10 месяцев надой от коровы составил 4508 килограммов, среднесуточные привесы КРС черно-пестрого поголовья — 600 граммов, абердин-ангусского (на мраморное мясо) — 900 граммов.

Но главное, как считает Николай Янков, не в тоннах, центнерах, килограммах и литрах, а в экономической состоятельности. Хозяйство, которое хотели списать со счетов, сегодня работает с прибылью, регулярно выплачивает зарплату и не имеет задолженностей перед кредиторами.

— Нас не подкосило даже то, что мясокомбинат не только снизил закупочные цены на КРС, но и отказался принимать бычков, выращенных на мраморное мясо, — рассказывает Николай Николаевич. — В прошлые годы за такой скот хорошо платили, а теперь предлагают сдать по цене обычного. Проблема эта не только нашего хозяйства. Ваша газета писала о ней. Мы, конечно, надеемся, что вопрос разрешится, но пока вынуждены с затратами для себя передерживать 380 голов. Тем не менее авансов у мясокомбината, как другие хозяйства, на зарплату мы не брали, да и по всем своим счетам платим вовремя. Хватает денег, получаемых за молоко и зерно. К тому же наш мехотряд подрабатывает, помогая другим предприятиям. Сейчас механизаторы с техникой трудятся в ПМК-274 на строительстве 40-квартирного жилого дома и вывозят органику в СПК «Привольный». Свою мы уже давно не только доставили на поля, но и внесли. Зябь тоже с осени подняли.

По мнению председателя, навести порядок и добиться успеха в малом хозяйстве значительно проще, чем в крупном. Здесь каждый на виду, за чужой спиной не спрячешься, когда в коллективе 50 человек. Причем выполняют они значительно больший объем работ, чем тот, для которого раньше не хватало и сотни рук.

Сокращение численности рабочих мест в сельхозпроизводстве не подтолкнуло жителей Гиженки срываться с насиженного места. Ведь сегодня их благоустроенный агрогородок, насчитывающий добрые три сотни дворов и имеющий полный комплект объектов соцкультбыта, — один из лучших в районе. А трудоустроиться можно в лесхозе, школе, детском саду, учреждениях культуры и торговли, коммунальных и бытовых, других организациях.

— Любое структурное изменение агропромышленного механизма имеет свои плюсы и минусы, и прежде, чем принимать то или иное решение, их надо взвесить, — отмечает Николай Янков. — Уверен, что, подчинись мы тогда жесткой схеме укрупнения, Гиженка лишилась бы перспектив дальнейшего развития, и многие ее жители, уехав из родной деревни, превратились бы в людей, которых я называю перекати-поле. А это уже не хозяева на земле, а временщики. С такими кадрами нам село не поднять.

С аргументами председателя малого сельхозпредприятия трудно не согласиться. Хорошо, что эту проблему не оставляют без внимания и в главном аграрном штабе страны. Там считают, что при модернизации АПК решения могут быть многовариантными. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонида Зайца, этот непростой вопрос сейчас прорабатывается совместно с наукой, руководителями и экономистами лучших сельскохозяйственных организаций республики. Будем надеяться, что авторы проекта модернизации АПК учтут и опыт СПК «Колхоз «40 лет Октября».

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Фото Владимира РЫЖЕНКОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter