Наши репортеры в Москве и Минске доехали до работы на велосипедах

Укротители велосипедов

Параллели

В российской столице уже седьмой год существует система велопроката — сейчас она насчитывает 530 прокатных станций и более пяти тысяч велосипедов. Велопрокат пользуется, без преувеличения, бешеной популярностью: только за первые два месяца после открытия нынешнего сезона москвичи и туристы совершили на арендованных байках более двух миллионов поездок.

— Для сравнения, это почти половина всех поездок прошлого сезона: тогда с конца апреля до начала ноября велопрокатом воспользовались более четырех миллионов раз, — говорит глава московского Департамента транспорта Максим Ликсутов. — В среднем на одном велосипеде катаются около семи человек в сутки.

В среднем на одном велосипеде в Москве катаются около семи человек в сутки.
СЕРГЕЙ КУКСИН

Востребованность велопроката Ликсутов объясняет прежде всего увеличением числа велосипедов и станций. Действительно, когда систему запускали в 2013 году, станций было всего 79 и отыскать их можно было лишь в центре города. В этом сезоне открылось 100 новых пунктов аренды, причем большинство из них — в спальных районах.

Коротко о правилах. Взять велосипед в российской столице можно только на автоматической стоянке. Байк на ней закреплен в специальном порте, открыть который можно после введения логина и пароля на руле байка. После этого велосипед разблокируется, и начинается отсчет времени. 

Чтобы получить логин и пароль, нужно оплатить доступ. На сайте velobike.ru в бесплатном мобильном приложении или на терминале станции проката вы выбираете абонемент на сутки, три дня, месяц или весь сезон. Стоят абонементы 150, 350, 600 и 1200 российских рублей соответственно. Абонемент дает право доступа к системе, все поездки продолжительностью до получаса бесплатные. 

За более длительные поездки деньги автоматически списываются с привязанной карты после завершения аренды. Заезд продолжительностью до 60 минут стоит 30 рублей, поездка в пределах двух часов обойдется в 100 рублей. Далее стоимость будет расти в геометрической прогрессии. Впрочем, ничто не мешает вам завершать и снова начинать аренду хоть каждые полчаса. И кататься бесплатно! 

Искать парковочные станции удобнее всего в мобильном приложении — там отображаются не только их адреса, но и ваше местоположение на карте, а также наличие байков.

Помимо обычных велосипедов есть в прокате и электрические. В зоне доступа их почти 400 штук, работают они на энергии от аккумуляторов. Если батарея вдруг сядет, то доехать можно с помощью привычных педалей. 

Александр Мелешенко

meleshenko@rg.ru, Москва

А как в Минске?

В МИНСКЕ прокат велосипедов еще до недавнего времени не имел четко организованной системы. Арендовать двухколесный транспорт можно было в парках, около спортивных сооружений. Но с обязательным условием: вернуть велосипед требовалось в то же место, откуда стартовал велосипедист. 

Это было не очень удобно. Ведь в таком случае двухколесный транспорт можно использовать только в экскурсионных целях, а не как средство передвижения. Сейчас ситуация должна измениться. С июля в Минске начал работать настоящий байк‑шеринг — бесстояночный прокат велосипедов. Ноу‑хау появилось благодаря инвестору, который решил вложить в проект два миллиона долларов. Компания надеется окупить затраты в течение 21 месяца. 

В Минске уже появилась первая партия — около тысячи штук — ярко‑желтых велосипедов китайского производства. Кстати, точно на таких же байках ездят норвежцы и мексиканцы. Уникальность белорусского проката в том, что он бесстояночный. Оставить велосипед можно в любом месте. Но с одним условием: необходимо, чтобы он никому не мешал. В компании говорят, что пошли на это намеренно. За пример брали Китай, где такая система появилась давно и успела прижиться. В отличие от Европы, в которой много лет практически неизменно используется стояночный вариант. 

Найти в городе велосипед будет несложно, уверены организаторы байк‑шеринга. Во‑первых, ярко‑желтые велосипеды видно издалека. А во‑вторых, можно воспользоваться картой, размещенной в приложении. На ней видно, какое количество велосипедов находится в пешей доступности от пользователя. Выбрав нужный велосипед, любой желающий может разблокировать его, наведя камеру смартфона на специальный QR‑код, расположенный на двухколесной машине. С карточки моментально спишется нужная сумма — и можно крутить педали. По окончании поездки велосипед необходимо поставить на специальную подножку и заблокировать. Только после этого считается, что поездка окончена. 

Стоимость проката более чем доступная. За час поездки на желтом велосипеде компания взимает 2 руб­ля. Однако не обязательно арендовать велосипед сразу на час. При желании можно оплатить полчаса или, к примеру, 15 минут. 

Приживется ли в Минске подобная система — покажет время. Но то, что минчане все активнее пересаживаются на велосипеды, — факт.

К СЛОВУ

Работает велопрокат круглосуточно, на каждом велосипеде есть передние и задние фонари, три скорости, а на руле установлена корзина, в которую поместится рюкзак средних размеров.

Светлана Исаенок

isaenok@sb.by, Минск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter