Огонь, вода и сверхнагрузки: мы проверили, каково это — быть спасателем

Укротители стихий

Сегодня свой праздник отмечают спасатели МЧС. Суровая романтика этой профессии зажигает мечту в сердцах мальчишек с детсадовского возраста. Корреспондент «Р» решил примерить на себя эту нелегкую профессию.


Дресс-код спасателя

В Гомельском областном управлении МЧС идею поддержали и оказали содействие. К назначенному времени прибываем на полигон тактической подготовки. Дважды в месяц здесь проводятся тренировки для сотрудников, которые несут службу в пожарных аварийно-спасательных подразделениях.

Заместитель оперативного дежурного центра оперативного управления ГОУ МЧС Александр Шляхтенко описывает предстоящую программу:

— Сперва пройдете полосу психологической подготовки с огневым воздействием, как мы ее называем. Затем — дымокамеру. Ну и напоследок отработаем выезд на ликвидацию пожара.

Признаться, на такой насыщенный сценарий я не рассчитывал. Хватит ли моей физподготовки? Но отступать некуда. Греет мысль, что рядом профи — спасут, если что. И это, пожалуй, единственное, что греет. Потому что на улице минус 10.

С помощью ребят экипируюсь в боевку — боевой костюм спасателей. Поверх собственных джинсов надеваю полукомбинезон и ботинки пожарного-спасателя. Наступить на торчащий гвоздь в таких не страшно — металлические вставки надежно защищают от ушибов и проколов. Кроме того, обувь обладает диэлектрическими свойствами.

Куртка пошита из ткани с огнезащитными материалами. Светоотражающие полоски смотрятся как украшение. Но их практическую пользу сложно переоценить. Нередко спасателям приходится работать в темное время суток на местах ДТП. Быть заметным издалека просто крайне необходимо.

Подшлемник в большей мере служит не для утепления, а для защиты от высокой температуры. Ведь спасателям нередко приходится не просто быть рядом с огнем, но и буквально идти в него. Завершают гардероб специальные перчатки — краги и каска. Теперь дресс-код полностью соблюден.

Ни скучать, ни мерзнуть на огневой полосе не приходится.

На огневой полосе

Сперва — разминка, чтобы не подвернуть голень. Проходить полосу начинаю бодро. Легкой трусцой преодолеваю лабиринт из металлоконструкций. Первое серьезное испытание — нужно проползти через бетонную трубу. Дыша при этом через аппарат на сжатом воздухе. Резиновая маска плотно прилипает к лицу, а каждый вдох-выдох сопровождается звуками Дарта Вейдера из «Звездных войн». Ползу, подтягивая туловище на руках. Напоминаю себе, что клаустрофобии не подвержен и сейчас не время начинать. К счастью, ползти недолго. Однако на выходе вдруг кажется, будто баллон за спиной мешает выбраться. Полагаю, примерно так чувствовал себя мультяшный Винни Пух…

Подавив легкую панику, выбираюсь. Дальше — забег по металлоконструкциям, спуск по столбу, который обхватываю руками и ногами. Впереди натянутый на высоте трос. По нему нужно ползти вперед, вися при этом спиной вниз. Выполнить элемент удается благодаря пристегнутому карабину, который принял большую часть веса.

Полосу прохожу по сокращенному варианту. Есть еще участок с деревянными заборами. Но лазать через них зимой рискованно даже для профессионалов. Тем более что меня еще ждет главное испытание — дымокамера. На самом деле это здание, в котором заколочены окна и сооружены различные препятствия. Какие — сейчас узнаем.

Ярких впечатлений хватило с лихвой.

Как спасти «Стасика»

За спиной снова баллон, на лице — маска, а в руках еще и фонарь. Без него в кромешную тьму не стоит и соваться. Примерно такая же нулевая видимость и в условиях настоящих пожаров. В придачу к огню, густому дыму, ядовитым испарениям. Ничего этого в моем случае не будет, но все же как-то не по себе. Радует то, что вслед за мной идут спасатели Владимир Якименко и Вячеслав Гатальский. В такой связке мы представляем звено ГДЗС — газодымозащитной службы. Оно первым входит в горящее помещение, проводит разведку пожара и ищет пострадавших. Насколько это тяжело, понимаю, продвигаясь на ощупь. Следующие пятнадцать минут блуждаю по лабиринту с узкими проходами. Периодически натыкаюсь на деревянные конструкции, имитирующие обвал перекрытий. Под некоторыми приходится пробираться гуськом. Но круче всего — лазы в кирпичных перегородках, то и дело попадающиеся на пути. Причем некоторые начинаются на высоте нескольких кирпичей от пола. Поэтому в черные дыры приходится едва ли не нырять рыбкой.

Наконец оказываемся там, откуда начинали. Пройдено лишь одно крыло первого этажа. Стандартная тренировка спасателей предусматривает прохождение всех трех этажей. А в конце еще и спуск на веревках. Самих себя и условного пострадавшего. Кстати, «он» — это соединенные между собой пожарные рукава.

— Мы его зовем Стасиком, — водитель Николай Шершнев кивает на ближайший экземпляр под лестницей. — Можете попробовать тянуть.

Пытаюсь. Мало того что держать неудобно, так еще и ощущение, что весит Стасик не меньше центнера. Хотя в реальности — около 70 кг. Иногда для усложнения задачи рукава еще наполняют песком. Вытащить такого «парня» по силам только профессионалам в отличной физической форме. Боюсь, со мною шансы Стасика близки к нулю…

Удержать пожарный рукав под таким давлением одному невозможно.

АСВ пронзительно пищит — в баллоне заканчивается воздух. Спасателям, впрочем, его хватает на прохождение всего здания. Поскольку делают это они гораздо быстрее. Финальный аккорд — выезд по тревоге. Несколько сотен метров автоцистерна МАЗ проезжает за считаные секунды. Сидя внутри, ловлю себя на детской мысли. Ехать в пожарной машине с сиреной — круто! Интересно, о чем думают спасатели в пути на ликвидацию реальных ЧС? Там, где может произойти все что угодно…

Мне доверяют потушить покрышку с помощью генератора пены средней кратности, который выдает кубометры густой пены. Несмотря на кажущуюся легкость, приходится повозиться. Горящий каучук необходимо основательно накрыть пенной подушкой, чтобы перекрыть огню доступ кислорода. Однако еще сложнее держать ствол, когда вода из него бьет под давлением в 6—7 атмосфер. Даже при моем немаленьком весе начинает водить по сторонам. А когда напор увеличивается, ребята спешат на помощь. В реальных условиях использовать такую мощь приходится лишь во время очень сильных пожаров, когда подойти близко к огню невозможно. К счастью, такие пожары случаются редко...

Наш тренировочный день окончен. Ярких впечатлений хватило с лихвой. Притом что это была лишь не самая тяжелая тренировка без реальной опасности.

С праздником вас, профессионалы МЧС!

prolesk@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter