Укрощение строптивой

Американский президент Дж.Форд в Белом доме сидел недолго. Однако в историю войти успел. Как одержимый борец с инфляцией...
Американский президент Дж.Форд в Белом доме сидел недолго. Однако в историю войти успел. Как одержимый борец с инфляцией. Рост цен Форд называл «врагом государства номер один» и призывал патриотично настроенных граждан... «продемонстрировать готовность» бороться с супостатом. В нелегком противостоянии лидер нации подавал соотечественникам личный и весьма красноречивый пример. Носил на груди значок «Победим инфляцию сегодня».

Этому историко–карикатурному сюжету более тридцати лет. Взгляды и методы Форда забылись, а проблема осталась, знакомая до боли. За те кровные, что после падения Союза съедались трехзначным ростом индекса потребительских цен. Помните, как простаивали тысячи заводских станков, зато проворно работал печатный? Еще недавно Беларусь в компании «бывших советских» держала первенство по темпам инфляции. Нынче — иначе. Рост производства вкупе с притоком валютной выручки и жесткой денежно–кредитной политикой Нацбанка, которую даже Б.Хорват, руководитель миссии МВФ в Беларуси, удостоил самых искренних комплиментов, дали в январе — сентябре всего 4,6% инфляции. Конец года не за сугробами. Эксперты уверены: несмотря на то, что по отопительным трубам циркулирует тепло и издержки производителей повысились, на финише инфляция не превысит прогнозный 10-процентный максимум.

В хорошем смысле Беларусь отстает от соседей. В России за январь — сентябрь деньги обесценились на 8,6%. Высокими темпами инфляции озабочены Президент Путин, правительство М.Фрадкова, минэкономразвития и миллионы россиян, для которых приток нефтедолларов в экономику обернулся повышением расходов в магазинах. Рост ВВП в России составил 5,5% (в Беларуси 8,7%). Недостаточно высокие темпы производства при росте поступлений нефтяной валюты укрепили российский рубль (покупательная способность которого, по экспертным оценкам, догнала способность рубля преддефолтного) и раскрутили инфляционные витки. Мало кто сомневается, что по итогам 2005–го инфляция будет выше 11,5 — 12%.

В экономике Украины свои песни с плясками. По мнению представителей МВФ, уровень годовой инфляции у наших южных соседей достигнет 15%. Госкомстат Украины приводит любопытные цифры. В январе — сентябре рост производства составил только 2,8%. А реальная заработная плата по стране выросла на целых 18%! Чувствуете разницу? За семь верст пахнет политикой. Люди «майданили» (термин не несет негативной окраски) и теперь хотят лучшей доли, к тому же грядут парламентские выборы... В общем, власти подогревают население вновь напечатанными гривнами. Что понятно по–человечески, но плохо экономически. Потому что «Импорт, геть!» не крикнешь. А ведь именно на поддержку импорта, а не своих отстающих фабрик–заводов уходит львиная доля прибавки. Крутится инфляционная спираль. В качестве стоп–крана нацбанк Украины использует сильно завышенный курс гривны. В апреле украинская валюта ревальвировалась по отношению к доллару сразу на 4%. Прошло несколько месяцев и стало ясно: чрезмерно крепкая гривна — палка в колеса экспорта. Но ослабить ее украинским полиси–мейкерам, похоже, страшно — в народе могут не понять...

Однако вернемся к нашим реалиям. Белорусский рубль в этом году планомерно стабилизировался. Окреп по отношению к доллару на 1%, российскому рублю — на 3,3, понизился к гривне на 4,2% (по известным причинам). Люди стали доверять национальной валюте, об этом свидетельствует рост рублевых депозитов как со стороны населения, так и юрлиц. Стабильный курс рубля — базовый инструмент для «укрощения строптивой» — поддерживается выросшими на 0,5 млрд. долларов золотовалютными резервами Нац-банка. Возникает вопрос: а как же наши экспортеры, не бьет ли по ним окрепшая национальная валюта? Начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов заверил меня, что в Национальном банке зорко следят за тем, чтобы укрепление белорусского рубля не повлияло на эффективность экспортных операций. Анализ работы экономики в 2005 году свидетельствует: денежно–кредитная политика государства позитивно воздействует на конкурентоспособность нашей продукции.

Кстати, по прогнозам банкиров, официальный курс белорусского рубля к доллару (с учетом прогнозной динамики курса российского рубля к американской валюте) на 1 января 2006 г. составит 2.140 — 2.160 рублей за доллар. Что ж, запомним и проверим.

...Далек от идеализации белорусской экономики — трудностей хватает. Но, пожалуй, даже «самый независимый» экономист не станет отрицать, что более или менее стабильные цифры в пунктах обмена валют и на прайсах в торговой сети — главный фактор душевного спокойствия. За кошельки, банковские счета и завтрашний день.

Пишите на econom_class@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter