Укрощение строптивого

Первое, что приходит в голову при взгляде на целую галерею ярких костюмов, аккуратно развешенных в пошивочном цеху Национального академического драматического театра имени М.Горького, — это сравнение их с коллекцией колокольчиков, которые… не звонят. Не потому, что костюм без «начинки», то есть без актера, теряет свой смысл. Просто сложно догадаться без подсказки, кому именно принадлежит вот эта шикарная юбка с кринолином, рубаха-косоворотка или парадный военный мундир, какими они «говорят» голосами.

…Первое, что приходит в голову при взгляде на целую галерею ярких костюмов, аккуратно развешенных в пошивочном цеху Национального академического драматического театра имени М.Горького, — это сравнение их с коллекцией колокольчиков, которые… не звонят. Не потому, что костюм без «начинки», то есть без актера, теряет свой смысл. Просто сложно догадаться без подсказки, кому именно принадлежит вот эта шикарная юбка с кринолином, рубаха-косоворотка или парадный военный мундир, какими они «говорят» голосами.

Без своего хозяина или хозяйки красноречивый по крою и декорированию театральный костюм, увы, безмолвствует. Мог бы рассказать много интересного, но верно хранит закулисные тайны. И приходится идти на хитрость: расспрашивать о капризном характере и биографии «молчунов» Татьяну Щербитову, начальника пошивочного цеха театра, и Нелли Кутас, заведующую костюмерным участком.

Татьяна Николаевна, не прекращая работы на машинке, делится мыслями о своей профессии и специфике театрального костюма как отдельного вида искусства: 

— Актер в тандеме с режиссером работает над внутренним наполнением образа героя. Мы вместе с художником по костюмам создаем внешнюю оболочку, от которой зависит первое восприятие образа зрителем. Нельзя забывать о том, что всех, кто пришел в театр, в первый ряд не посадишь. Поэтому выразительность героя, о которой заботятся автор пьесы, постановщик и актер, важно подчеркнуть еще и деталями костюма — их разглядят и с балкона. 

Приходится шить очень разные вещи: сложнейшие по крою исторические костюмы XVI—XVIII веков, костюмы 40-х, 60-х годов ХХ века... Мы должны выразить стиль, обозначить силуэт, даже технологическая обработка для каждой эпохи соответствующая. Конечно, используем современные технологии. Например, широко использовавшийся ранее конский волос ушел в прошлое.

— Нынешняя мода влияет на создание сценических костюмов?

Сегодняшняя мода черпает идеи из 70—80-х годов. Тенденции возвращаются с периодичностью в 20—30 лет. Конечно, не все копируется, скорее используются некоторые элементы. В одном изделии совмещается несколько элементов разных эпох, и получается очень интересный результат.

— Как идет процесс подготовки к спектаклю?

— Художник по декорациям представляет макет. Он обсуждается. Мы непосредственно работаем с художниками по костюмам — Татьяной Лисовенко, Ниной Гурло, Аленой Игрушей, Татьяной Швец. У каждого художника свой стиль.

— Кто выбирает ткани?

— Саму ткань выбирает художник в соответствии с эскизами. Вообще, все зависит от задумки художника. Например, Алена Игруша при подготовке костюмов к спектаклю красками разрисовывала ткань.

А недавно мы готовили спектакль «Укрощение строптивой» с художником Татьяной Лисовенко. Для костюмов использовался обыкновенный холст, на котором разместили аппликации из дорогой ткани. Так и затраты получились меньшими, и вид у костюмов фантастический. А в «Опере нищих» (сейчас спектакль идет под названием «Трехгрошовая опера». — Прим. авт.) с Ниной Гурло мы из секонд-хэнда такие шедевры делали! Там присутствовала и натуральная кожа, и натуральные меха. Получилось дешево и сердито. В другом спектакле на сукно накладывалась обычная строительная пена, из которой делались узоры. Эффект был сног-сшибательный! Использовать можно все, что угодно. Главное — творческий подход.

Закройщик как губка впитывает все идеи художника и пытается воплотить их в жизнь. Когда дают эскиз, мы оговариваем объем, облегание. Бывают такие изделия, на которые идет 50—60 метров ткани. Вот, к примеру, юбка, сшитая к спектаклю «Укрощение строптивой», на которую пошло 62 метра ткани. Конечно, в этом случае ткань должна быть легкой, иначе актер просто не поднимет костюм.

Татьяна Щербитова разыскивает среди отрезов ткани и выкроек папку с бесценными архивными материалами и показывает эскизы, сделанные к разным спектаклям, а потом — костюмы, сшитые по этим эскизам. Что-то меняется в фасоне, силуэте, декоре, но некоторые платья и сюртуки действительно словно сошли с листа бумаги, настолько точно и ярко воплощен замысел художника.

Итак, с появлением театрального костюма мы разобрались. Что происходит с ним после окончательной подгонки по фигуре и генеральной репетиции? Они передаются костюмерам, которые заботятся о них, «лечат», выводят пятна, стирают, гладят… А что еще?

Нелли Кутас, начальник костюмерного участка, работает в Национальном академическом драматическом театре уже 27 лет.

— Сценический костюм — это не только пиджак, брюки, жакет и юбка. К нему может быть шарф, шляпа, бусы и другие аксессуары, ремни, чулки, подтяжки. И все это, чистое, выглаженное, должно быть к началу спектакля в гримерке у актера. Костюмеры, и я в том числе, приходят в театр минимум за три часа до спектакля, чтобы успеть все подготовить и перепроверить, особенно если костюмы сложные, отображают определенную историческую эпоху, как это происходит в спектакле по В.Шекспиру «Укрощение строптивой».

Нелли Сергеевна за годы работы может вспомнить немало казусов, связанных с костюмами. Скажем, из-за того, что театральные брюки и платья шьются в «облегченных» вариантах и не предназначены для повседневной носки, от бурной жестикуляции или резких движений вошедшего в роль Калигулы или Дульсинеи может разойтись шов. Иногда актер доигрывает сцену, не поворачиваясь к зрителю спиной…

— Приходится в считанные секунды чинить одежду прямо на актере, выскочившем за кулисы, — рассказывает Нелли Сергеевна. — Много волнений доставляют костюмерам и так называемые мгновенные переодевания. Тогда все мы, все пять костюмеров, стоим за кулисами наготове и по знакомым репликам за 5—7 минут готовимся к моментальному чуду. А вот на гастроли в целях экономии от костюмерного участка еду только я. И со всем справляюсь! Спасибо нашим актерам, особенно молодежи, — относятся с пониманием, не капризничают, помогают.

В этом году Национальному академическому драматическому театру имени М.Горького исполнится 75 лет. К юбилею обновили фойе, отремонтировали зрительный зал. Но бессмертная суть и соль театра — пир духа — не нуждается в обновлении или рекламе, потому что не устаревает. И человек, неравнодушный к красоте, искренности и мудрости, всегда находит дорогу в храм искусства. И обязательно купит билеты всей семье, чтобы восхититься буйством и феерией красок и музыки «Укрощения строптивой» или посочувствовать несчастной любви повесы парижанина и советской коммунарки в «Ниночке».

На снимке: сцена из спектакля Национального академического драматического театра имени М. Горького «Извещение Марии».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter