
Возвести фортификационное сооружение, переместить на нужную позицию пушку, выйти на снайперский рубеж, показать себя в практической стрельбе... Модель этой молодежной игры – это не просто теоретическая разработка, а уже готовый проект, способный в реале проверить на прочность. И еще раз зацементировать в сознании основные посылы, которые вкладывала авторская команда: патриотизм – это конкретные дела, ответственное отношение к защите Отечества формируется через личное участие... Николай Звёздкин рассказывает о том, как возникла «прорывная» инициатива и кто уже прокачал с ее помощью собственные ресурсы:
– В 2023 году по предложению студенческой молодежи региона, которое было поддержано Советом ректоров учреждений высшего образования Гомельской области, возникла идея создания военно-прикладной игры, за разработку которой и взялся военно-транспортный факультет нашего университета. Почему именно студенты оказались инициаторами? В стране активно развиваются игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок», но они охватывают только школьников. Вузовская молодежь оказалась вне этого формата патриотической активности, а интерес достаточно большой. В итоге при поддержке и участии Гомельского облисполкома в 2023–2024 годах в рамках пилотного проекта мы разработали и провели военно-прикладную игру «Прорыв» для студенческой молодежи региона на базе учебно-полевого центра БелГУТа. Резонанс был огромный. Ныне этот проект благодаря гранту Президента получил продолжение. Теперь уже в формате военно-прикладной игры для трудящейся молодежи. Таким образом закладываются основы преемственности в реализации идеи всеобщего участия в деле защиты Отечества.

На военно-транспортном факультете БелГУТа идет адаптация «Прорыва» к новой категории участников – работников от 18 до 31 года. Отборочные туры среди команд предприятий области пройдут весной, а осенью в финале игры встретятся лучшие. В основе модели – испытания, уже проверенные на практике вузовской молодежью. Штурмовая полоса препятствий протяженностью 1200 метров включает в себя 12 этапов, приближенных к действиям военнослужащих в боевых условиях и нагрузке, которую испытывают бойцы. Старший преподаватель – начальник физической подготовки и спорта кафедры общевойсковой подготовки военно-транспортного факультета Виктор Ворепо приводит примеры заданий:
– Оборудование огневой позиции из штатных и подручных средств; перемещение противотанкового орудия, вес которого составляет 2 тонны 450 килограммов; преодоление условно зараженного и заминированного участков местности, а также водной преграды… Все это в динамике, в экипировке, состоящей из бронежилета, шлема кевларового, макета автомата, противогаза. В спорте подобная продолжительная высокоинтенсивная нагрузка наиболее близка к кроссфиту и некоторым видам многоборья.
Новая версия военно-прикладной игры рассчитана в основном на представителей работающей молодежи, не прошедших армейскую школу. Какие из навыков им точно стоит освоить, разработчикам помогают определить студенты Белорусского государственного университета транспорта. Кстати, в процесс шлифовки военно-патриотического проекта, ориентированного на работающую молодежь, здесь вовлекают и первокурсников вуза, которые в игре пока не участвовали. Преподаватели уверены, что это позволяет сразу определить, от чего у молодых людей наверняка загорятся глаза.

На одной из встреч разработчиков «Прорыва» и студентов первого курса БелГУТа побывали и корреспонденты «Знаменки». Студент электротехнического факультета Петр Данилович признается, что при первой возможности охотно включился бы в испытания:
– Игра очень отличается от компьютерных стратегий. Здесь все вживую. Тактические маневры, сборка оружия, настоящий бронежилет. И все на скорости, в условиях, приближенных к реальному бою. В этой игре точно нужно участвовать. Мужчину так воспитывают. Он должен быть сильным, надежным, способным защитить свою семью, свою страну, уметь держать в руках оружие. Хорошо, если такие навыки можно будет оттачивать во время военно-прикладных игр сначала в школе, потом в учебном заведении, а затем, уже работая на предприятии.
Какой в итоге получится военно-прикладная игра для работающей молодежи, станет известно совсем скоро. Но уже очевидно, что новшеств стоит ждать. Например, одно из испытаний, которых прежде не было, – управление беспилотным летательным аппаратом. И этот актуальный навык молодые люди теперь смогут освоить во время «Прорыва».

СКАЗАНО
Дмитрий Ляпоров, начальник военно-транспортного факультета БелГУТа:
– Еще одна обязательная составляющая военно-прикладной игры «Прорыв» – интеллектуальный турнир, в котором затрагиваются темы Великой Отечественной войны, основ государственности, истории Вооруженных Сил. Наряду с приобретением военно-прикладных навыков, не менее важно, чтобы молодой человек действовал осознанно, а для этого нужны знания.
draluk@sb.by
Фото Марии АМЕЛИНОЙ, предоставлены БелГУТом