Укрепить и развить достигнутый успех (1 часть)

Доклад председателя Правления Белкоопсоюза Кулешова В.В. на общем Собрании представителей членов Белкоопсоюза 24 апреля 2008 г.

Доклад председателя Правления Белкоопсоюза Кулешова В.В. на общем Собрании представителей членов Белкоопсоюза 24 апреля 2008 г.

Уважаемые участники Собрания! 

В соответствии с нормами законодательства о потребительской кооперации и Уставом Белкоопсоюза на ваше рассмотрение представляется отчет о результатах работы за 2007 год. 

Отчет, разумеется, не самоцель, а повод и средство обстоятельно проанализировать положение дел в кооперативных организациях, сформулировать актуальные задачи по наиболее эффективной реализации предусмотренных на 2008 год прогнозных показателей, внести необходимые коррективы и более четко расставить акценты в наших действиях по дальнейшему совершенствованию работы потребительской кооперации и выполнению программ социально-экономического развития. 

Именно в этом главное предназначение и суть наших собраний, которые мы традиционно, следуя принципам кооперативной демократии, ежегодно проводим по всей вертикали системы потребительской кооперации страны. 

Характеристика общих итогов социально-экономического развития потребительской кооперации в 2007 году 

В отчетном периоде Правление Белкоопсоюза сосредоточивало усилия кадров на закреплении положительных тенденций, достигнутых в предыдущие годы, на динамичном, поступательном развитии кооперативного хозяйства. 

Темп роста розничного товарооборота, нашего основного показателя, обеспечен в сопоставимых ценах на 110,7 процента при прогнозном задании правительства 108,5 процента. Более высокими темпами развивался товарооборот в Гродненском (113,3 %), Могилевском (111,8) и Витебском
(111,3 %) облпотребсоюзах. 

В основной капитал направлено 155 млрд. рублей. Темп роста составил 127,6 процента при прогнозном задании 117,0 процента. Это позволило создать 240 технологически инновационных объектов. Наилучший показатель здесь у Могилевского облпотребсоюза – 157,8 процента. 

Выполнен установленный Белкоопсоюзу показатель экономии энергопотребления. В прошлом году он составил минус 10,4 процента (задание минус 10,4 %). 

Выдерживался установленный Белкоопсоюзу показатель соотношения запасов и среднемесячного объема производства продукции. Задание — 57 процентов, фактически — 52,9 процента. 

Средний размер заработной платы, установленный правительством для системы потребкооперации на 2007 год в размере не менее 439,8 тыс. рублей, доведен до 458,3 тыс. рублей, что равно 212 долл. США. Выполнено также и дополнительное требование об уровне зарплаты в декабре 2007 года как минимум 270 долларов. 

Помимо позиций, утвержденных правительством, Правление Белкоопсоюза контролирует ряд важных параметров развития также в форме доведения целевых прогнозных показателей. 

Каково здесь положение по итогам прошлого года? 

Темп роста товарооборота общественного питания обеспечен на 109,6 процента при планировавшихся 108,8 процента. Лучше других год завершил Гродненский облпотребсоюз. По собственной продукции  в общественном питании рост по Белкоопсоюзу составил 107,5 процента при плановых 107,0 процента. Более высоких показателей здесь добился Могилевский облпотребсоюз. 

Превзойден также прогнозировавшийся на 2007 год уровень роста закупок сельхозпродукции у населения – 112,3 процента против 110,0 процента, по предоставлению платных услуг – 110,5 процента против 108 процентов, в том числе бытовых услуг – 120,2 процента против 109,2 процента. 

Положительная динамика достигнута и по другим параметрам развития, кроме экспорта. 

В прошлом году Белкоопсоюз ежемесячно обеспечивал рентабельную работу. В целом по потребкооперации получено за год 40,6 млрд. рублей чистой прибыли. 

Резюмируя сказанное, есть все основания считать, что 2007-й хозяйственный год внес свой позитивный вклад в фундамент дальнейшего развития потребительской кооперации. 

Однако поводов для самоуспокоения нет. Проблем и нерешенных вопросов остается немало. Это и невыполнение отдельных прогнозных показателей в прошлом году, и наличие многочисленных недостатков в организации обслуживания населения в ряде кооперативных организаций и регионов республики, и медлительность в осуществлении инновационных проектов развития. 

Об этих и других проблемных вопросах позвольте изложить точку зрения Правления Белкоопсоюза при анализе положения дел в наших основных отраслях и направлениях деятельности. 

Торговля 

Предыдущее Собрание представителей членов Белкоопсоюза в качестве ключевых задач для кооперативной торговли, как, впрочем, и для всех отраслей, определило на 2007 год две главные задачи: всемерное наращивание объемов деятельности и постоянное совершенствование технологий обслуживания населения. Разумеется, при этом требовалось обеспечить эффективную, то есть прибыльную, работу. В качестве средств и инструментария решения данных задач Комплексной программой развития кооперативной торговли на 2007 год определены 34 технологии, технико-организационных подхода и приема. 

Как же были реализованы эти установки на практике? 

За 2007 год, как отмечалось, прогнозный показатель по темпам роста товарооборота обеспечен. Причем всеми облпотребсоюзами. Мы вышли на 110,7 процента при прогнозе 108,5 процента. 

Эти более высокие по сравнению с прогнозом темпы были обеспечены как за счет совершенствования работы имеющейся торговой сети, так и за счет открытия 116 новых торговых объектов, модернизации и реконструкции 15 универсамов, ввода в действие 150 ранее закрытых объектов торговли. В 2007 году дополнительно приобретено и установлено 5,4 тыс. единиц холодильного оборудования, или 14,0 процента к имеющемуся. Был осуществлен ремонт более 2,0 тыс. магазинов, 373 предприятия переведены на самообслуживание. Организационно создано 22 прогрессивных унитарных предприятия типа «Промторг» и «Хозторг» с разветвленной сетью отделов в сельской местности (1087 объектов). 

Наращиванию товарооборота и улучшению обслуживания способствовали открытие по Любанскому методу 144 специализированных магазинов по торговле непродовольственными товарами, 491 фирменной секции по торговле товарами отечественных производителей, а также отработка и совершенствование технологий торговли в 21 универмаге, которые наряду с универсамами выступают в роли флагманов  кооперативной торговли в райцентрах и городах. 

Объем продаж новых видов товаров доведен до 10,4 млрд. рублей при задании 8,6 млрд. рублей. 

Вместе с тем в организации и управлении торговлей есть еще немало узких мест и нерешенных вопросов, требующих накопления, грамотного перераспределения и реализации инвестиционных средств, а на отдельных участках и укрепления кадров. 

Именно об этом свидетельствует наметившееся в 2007 году отставание темпов развития кооперативного товарооборота от темпов его развития в стране, тогда как в 2006 году темпы развития кооперативной торговли были выше среднереспубликанских. Это привело к снижению удельного веса потребкооперации в товарообороте страны на 0,7 процентного пункта (14,5 %). 

Наибольшей критики в этом отношении заслуживает Минский облпотребсоюз (Занкович Н.Н.), который на 2,5 процентного пункта сократил удельный вес товарооборота в областном регионе. Это единственный облпотребсоюз, который сократил процент освоения денежных доходов населения, причем на 2,2 процентного пункта. Тут связь прямая. Минский облпотребсоюз в результате сошел по развитию товарооборота на 6-е место. 

На прогнозный темп роста товарооборота не вышли 16 райпо, из них 8 — в Минской области. 

Ряд райпо сокращают свой удельный вес в товарообороте райцентров. В том числе в таких традиционно кооперативных, как Иваново, Столин, Каменец, Березино, Любань, Узда, Червень. 

Основная причина подобных явлений заключается в слабом контроле за ходом выполнения ключевых показателей Комплексной программы развития торговли на 2007 год. Из 34 показателей полностью выполнены по системе только 19. 

В результате в истекшем году снижена реализация по 12 товарным группам. Потери товарооборота составили 28 млрд. рублей, недобор валовых доходов — 5,3 млрд. рублей. Наибольшее снижение (20 групп, 15 млрд. руб.) допущено в Минском облпотребсоюзе. Витебский облпотребсоюз недобрал 7,8 млрд. рублей, Гомельский – 5,3 млрд. 

Мы не вышли на должный уровень работы с так называемыми брендовыми товарами и новыми видами непродовольственных товаров. Самый низкий объем брендовой продукции реализуется опять же в Минском облпотребсоюзе. 

Существенные резервы увеличения товарооборота, по сути дела, у нас имеются повсеместно. На прошлом Собрании, например, Правление Белкоопсоюза рекомендовало к внедрению поучительный опыт работы Бобруйского райпо по организации торговли колбасными изделиями. Используя этот опыт, по итогам 2007 года на уровень реализации колбасных изделий более 10,0 кг в расчете на 1 жителя вышли 25 райпо, а 5 из них практически сравнялись с Бобруйским райпо (14,7 кг). Это Сенненское (14,6 кг), Кормянское (14 кг), Октябрьское (13,9 кг), Узденское (13,6 кг), Белыничское (13,4 кг). 

Однако этому опыту последовали не все. Поэтому и среднереспубликанский показатель оказался в два раза ниже, чем у бобруйчан. 

Подобные примеры можно дополнить анализом реализации и других товаров. Узденское райпо реализует цельномолочной продукции в расчете на одного человека на уровне 82,0 кг при среднереспубликанском кооперативном показателе 33,0 кг; Лоевское райпо кондитерских изделий продает на уровне 13,6 кг, по потребкооперации – 5,7; Белыничское райпо реализует 7,2 кг рыбы и море­продуктов, а по потребкооперации в целом – 2,2 кг. 

Все это является наиболее зримой иллюстрацией нашего отношения к внедрению передового опыта. А если копнуть глубже, за этим отношением кроется дифференциация  в профессионализме и производительности труда наших коммерческих кадров, руководителей торговли и специалистов, а зачастую и их нежелание поставить себя под дополнительную интеллектуальную нагрузку. 

Правление Белкоопсоюза на 2007 год разработало и приняло специальную программу по развитию торговли непродовольственной группой товаров. Цена вопроса очевидна. Требовалось увеличить продажу этой группы на 50 процентов, выйти на среднедушевую реализацию на уровне 20 тыс. рублей и довести удельный вес непродтоваров в товарообороте до 25 процентов. 

Более высокие темпы в решении данной задачи обеспечили Могилевский обл­потребсоюз (124,7 %), Гродненский (120,7 %) и Гомельский (120,3 %). К установленному рубежу по среднедушевой продаже приблизился Витебский (18,3 тыс. руб. на душу), а по удельному весу в товарообороте — Брестский облпотребсоюз (23,1 %). 

В организации торговли непродтоварами отстает Гродненский облпотребсоюз. Как показывает изучение на местах, сдерживающими факторами здесь, как и в ряде райпо других облпотребсоюзов, стали такие причины, как недостаточное внимание к открытию и совершенствованию работы унитарных предприятий типа «Промторг» и «Хозторг», к формированию от этих унитарных предприятий сети отделов в магазинах, расположенных в сельской местности, к открытию и совершенствованию работы фирменных секций по продаже товаров отечественных производителей, а также отставание в отработке универмагов. 

По-прежнему остается недостаточным товарооборот на одну секцию по торговле товарами отечественных товаропроизводителей. При среднем показателе по Белкоопсоюзу на уровне 46,0 млн. рублей в Минском облпотребсоюзе он составил 37,7 млн., в Гродненском – 41,0 млн., в Витебском – 42,5 млн. рублей. 

По сути дела, ни один облпотребсоюз не выполнил в полном объеме задание по открытию специализированных магазинов по торговле непродовольственными товарами. Витебский и Гомельский облпотребсоюзы не создали при межрайбазах соответствующие структурные подразделения по управлению торговлей непродовольственными товарами. Только Минский и Могилевский облпотребсоюзы выполнили свои задания по отработке универмагов. 

Задание по развитию оптового товарооборота за 2007 год не выполнено (81,8 %). Ниже среднего по системе показателя сработал опт Могилевского (68,6 %), Брестского (69,6 %) и Минского (71,8 %) облпотребсоюзов. Специальные поставки выполнены на 54,8 процента. Удельный вес внешнеторгового оборота в оптовом составил 11,8 процента при задании 25,0 процента. Вместо роста этот показатель сократился повсеместно. Кроме опта Белкоопсоюза. 

Такое положение связано прежде всего с недостатками в управлении товарными ресурсами. Учет и контроль за товародвижением с помощью компьютерных технологий должным образом внедрен лишь на Гомельской базе облпотребсоюза. 

Известный пример Светлогорского райпо по созданию экспедиционного склада не получил пока нужного распространения. В Брестском и Гродненском облпотребсоюзах экспедиционные склады имеются только в одном райпо, в Минском – в 2, в Витебском — в 9, Гомельском – в 6, Могилевском – в 12 райпо. При формировании и представлении заявок от магазинов не во всех райпо должным образом используется электронная почта. В то же время в 21-м, то есть во всех райпо Гомельской области, электронной почтой обеспечены все коммерческие отделы. 

Таким образом, в целом задачи кооперативной торговли на 2008 год предельно ясны: в системе делается немало, но предстоит сделать еще больше, чтобы повсеместно выйти на прогнозные темпы развития розничного товарооборота – нашего основного оценочного показателя. 

Общественное питание 

Темпы развития товарооборота общественного питания в 2007 году соответствуют, как отмечалось, прогнозным. Важно, что эти темпы не уступали темпам роста общепита в целом по стране. Это достигалось благодаря активному развитию и отработке сети предприятий кооперативного общепита, достаточно действенной реализации других мероприятий, предусмотренных отраслевой программой. 

Успех в общественном питании сегодня определяется характером использования активных форм  производства и инновационных технологий приготовления блюд, уровнем организации и атмосферой обслуживания посетителей, короче говоря, наличием современных типов предприятий. Прежде всего ресторанов, магазинов кулинарии, совмещенных с магазинами объектов общественного питания, в том числе в агрогородках, и, конечно, объектов придорожного сервиса. 

Большое значение имеет также техническое переоснащение кондитерских цехов и увеличение продажи продукции общественного питания в розничной торговой сети. 

К необходимости надлежащей организации работы в этих направлениях, связанных с техническим перевооружением предприятий общественного питания, ваше внимание заостряется не случайно. 

Дело в том, что по темпам роста реализации собственной продукции кооперативный общепит в истекшем году сработал на 6,0 процентного пункта ниже среднереспубликанского уровня, а Брестский и Витебский облпотребсоюзы не достигли прогнозных темпов роста (Брест – 104,9 %, Витебск – 105,1 % при прогнозе 107,0 %). 

Для выхода на должный уровень решающее значение здесь следует придать наращиванию производства прежде всего кондитерских изделий. Задания по их выпуску выполнили только Гомельский и Могилевский облпотребсоюзы. Не достигли уровня 2006 года 30 райпо. Общие потери собственной продукции за счет кондитерских изделий составили 2,6 тыс. тонн, или 13 млрд. рублей. Это составляет почти 5,5 процента прироста из упомянутых 6,0, которых недостало нам в 2007 году до среднереспубликанского уровня. 

Поэтому задачей первостепенной важности развития отрасли в 2008 году должно стать максимально возможное техническое переоснащение имеющихся 133 кондитерских цехов. На сегодняшний день современным требованиям отвечают только 8 цехов (6,0 %). 

Примером в этом отношении должен послужить опыт Мостовского райпо, которое за счет кредитов банка приобрело новейшее французское и итальянское оборудование, а также изотермический автомобиль с холодильным агрегатом для развоза замороженных полуфабрикатов из теста. Объем производства обновленного кондитерского цеха, судя по его первым шагам, возрастет, как минимум, в полтора-два раза. 

Следующая не менее важная задача — улучшение технологии работы магазинов кулинарии с обязательным совмещением на их площадях кафетериев, созданием кухонь или с размещением кулинарий вблизи крупных предприятий с наличием кухонь. Опыт Зельвенского, Дятловского, Волковысского, Червенского, Ельского райпо свидетельствует, что среднемесячный оборот (90—63 млн. руб.) таких объектов кулинарии возрастает вдвое, а удельный вес реализации собственной продукции в розничном обороте достигает 50 и более процентов при 36 процентах по Белкоопсоюзу. 

На 1 января текущего года у нас имелось 148 магазинов кулинарии. Отдельные из них (Борисов, Хойники, Чечерск, Ошмяны, Осиповичи) с мизерными объемами реализации собственной продукции. Нам следует безотлагательно по каждому магазину кулинарии критически рассмотреть технологии их работы и уровень технической оснащенности. Здесь у нас имеется немало резервов. 

В равной мере критически отнестись надо и к работе ресторанов, к характеру их взаимоотношений с магазинами кулинарии и розничной торговлей. Здесь тоже имеется немало резервов. Ведь из 96 кооперативных ресторанов пока только 10 превзошли 25-миллионный среднемесячный розничный товарооборот. 

Кооперативная промышленность 

Сегодня промышленность потребительской кооперации вырабатывает более одной тысячи разновидностей потребительских товаров. Ее доля в товарных ресурсах кооперативного розничного товарооборота в 2007 году составила 12,9 процента. В суммарном выражении это 474,8 млрд. рублей. 

Между тем в промышленности, как, пожалуй, ни в какой другой отрасли кооперативного хозяйства, затянулся процесс модернизации и адаптации к современным условиям работы. По ряду позиций допускается спад производства. 

В 2007 году не выполнен прогнозный показатель увеличения производства потребительских товаров: прогноз – 105,6 процента, факт – 104,9 процента. От п

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter