Спикер Верховной рады Владимир Гройсман заявил, что согласен возглавить будущий кабинет министров

Украинский кабмин в профиль и анфас

Смена лиц в киевском правительстве пока идет по плану Петра Порошенко. На прошлой неделе о своей отставке с поста премьер–министра объявил Арсений Яценюк, на которого президент Украины возложил ответственность за провал реформ. А вчера спикер Верховной рады Владимир Гройсман заявил, что согласен возглавить будущий кабинет министров. Гройсман, имеющий репутацию полностью зависимого от президента человека (он был мэром Винницы, где базировался бизнес Порошенко и его семьи), громоотводом от экономических неудач служить не может. Таким образом, политическое поле ответственности сужается. Но в то же время для президента оно и расширяется, так как связь Гройсмана с партией Порошенко может усилить власть президента.

Владимир Гройсман

Да, наверное, Петр Порошенко иной возможности и не рассматривает — ведь для роли громоотвода лучше всего подходило бы правительство технократов во главе с министром финансов, бывшей гражданкой США Натальей Яресько, которую активно рекомендовал на премьерский пост Запад, заинтересованный в скорейшем продвижении реформ.

Она даже успела изложить в соцсети свое видение будущего кабинета, написав, что «может быть только технократическое правительство — то есть команда «ничьих» людей, которые не имеют политического прошлого, не подчиняются ни одному из олигархов или «друзей» политиков и не имеют политических амбиций на будущее. Я готова собрать такую команду, которая прямо сейчас способна работать на интересы всей страны, всех ее граждан, а не отдельных политических или бизнес–групп».

Однако, как видим, ситуация развивается в противоположную сторону. Заявленная Натальей Яресько позиция о равноудаленности правительства от политического или олигархического влияния вряд ли выполнима сейчас, когда речь идет о достижении компромисса между двумя крупными политическими силами — Блоком Петра Порошенко и Народным фронтом Яценюка плюс примкнувшими к ним несколькими внефракционными депутатами. Трудно предположить, что они свободны от политического или олигархического влияния...

Уже вчера закончилась работа переговорных групп двух фракций при участии действующего премьера, кандидата в премьеры и президента по согласованию конструкции нового правительства. «Стратегическая семерка» в администрации президента достигла договоренностей по креслам в правительстве. Судя по утечкам в прессу, процесс договоренностей идет очень трудно.

«Одним — должности, другим — преференции», — так шел политический торг вокруг правительства в Раде раньше. Изменится ли он сейчас?

Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов полагает, что в принципиальном плане ничего не изменится. «Нынешний состав, созданный по политическому принципу, не был эффективным. Сейчас будет то же самое, только в профиль», — считает он.

Между тем Гройсман уже заявил, что хочет видеть в правительстве «реформаторское ядро». На сегодняшний день пока не ясно, кто может составить такое ядро. Это, пожалуй, и является самым главным вопросом в происходящих в Киеве перестановках. Сменить одну, пусть и первую фигуру — не проблема. Но вот как сменить специфическую украинскую политическую систему?

Запад ясно дал понять, что вся его дальнейшая поддержка будет основываться на программе реформ. С приходом нового реформаторского правительства может быть достигнут определенный прогресс в реализации программы помощи Международного валютного фонда на 17,5 миллиарда долларов, выделение которой откладывалось по причине политического конфликта и коррупции. От украинской власти ожидается также беспрекословное следование программе сотрудничества с МВФ и Соглашению об ассоциации с ЕС.

А это не всегда безболезненно. Возможно урезание социальных расходов, рост тарифов ЖКХ — проведение всех реформ, предусмотренных международными обязательствами, тяжким грузом ляжет на плечи населения.

Украинские эксперты отмечают, что некоторые политические силы, входившие в состав правящей коалиции, не готовы взять на себя обязательства полностью выполнять требования иностранных кредиторов. Это может ухудшить положение рядовых граждан, что уничтожит политические рейтинги парламентских сил. Да и олигархи не готовы уступать свою часть политической и экономической вольницы ради рекомендаций МВФ.

Лучше всего было бы спихнуть непопулярные меры именно на технократическое правительство. Порошенко пошел другим путем, который, очевидно, предусматривает и усиление его собственной политической ответственности. Ведь в случае провала реформ правительства Гройсмана неминуема полная перезагрузка власти, которая означает уже не только досрочные парламентские, но и президентские выборы. Так что ставки, которые делаются сегодня на новое правительство, высоки.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 69 (24951). Четверг, 14 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter