Украина. Перезагрузка

Информационные блоки о ситуации в стране-соседке подчас напоминают фронтовые сводки, масла в огонь подливают всевозможные слухи. Корреспондент “НГ” побывала в Чернигове, чтобы на месте разобраться, чем дышит сегодня приграничный регион

Информационные блоки о ситуации в стране-соседке подчас напоминают фронтовые сводки, масла в огонь подливают всевозможные слухи. Корреспондент “НГ” побывала в Чернигове, чтобы на месте разобраться, чем дышит сегодня приграничный регион

Часто повторяемые слова о единых корнях братских народов, как показали события в Украине, далеко не дежурная патетика. И хотя после распада Советского Союза прошло более двух десятилетий, а республики, входившие в него, стали независимыми, многие проблемы тех же украинцев и россиян мы воспринимаем как свои. Поэтому за “взрывоопасной” ситуацией в соседней стране белорусы следят пристально, словно происходит все это с близкими родственниками.

Увидеть своими глазами

В соответствии с межправительственным соглашением для жителей смежных областей была значительно упрощена процедура пересечения белорусско-украинской границы. Это правило действует по сей день. Строго по расписанию три раза в неделю между Гомелем и Черниговом курсирует дизель-поезд белорусского формирования. На нем я отправилась в путь, который, честно признаться, представлялся довольно тревожным. Ведь информация с украинской стороны поступает противоречивая, все чаще звучат такие страшные слова, как “война”, “мобилизация”. Да и черниговчане тоже “отметились” своим мини-Майданом. В областном центре был низвергнут памятник Ленину. Говорят, какая-то банда нападала на прохожих и грабила их. Гомельское автопредприятие, осуществлявшее перевозки пассажиров в этот регион и дальше по Украине, отменило рейсы. Многие и меня отговаривали от этой поездки, но я все же решилась...

В вагонах дизель-поезда пассажиров можно пересчитать по пальцам. Дорога занимает чуть более трех часов, при этом час “съедают” остановки на погранпереходах. На украинской стороне пассажиров становилось все больше, они подсаживались на каждой станции.

Чернигов встретил городской суетой, мало чем отличающейся от гомельской. Народ занимается своими привычными делами. Общественный транспорт работает исправно. Возле торговых рядов примечаю нескольких женщин, которые ехали в моем вагоне: они привезли на продажу продукты домашнего производства — творог, масло, молоко. Завязываю разговор с предпринимательницей Тамарой, которая реализует трикотаж, чулочно-носочные изделия, головные уборы.

— Торговля идет вяло, — сетует она. — Возможно, люди придерживают деньги с учетом тех событий, которые происходят сейчас в Украине. Цены пока не поднимала. На торгующих здесь людей никто не покушался, хотя мысли что-нибудь припрятать у меня возникали.

Тревога за будущее

Направляюсь к центральному рынку, куда гомельчане целенаправленно ездят за покупками. На улицах многолюдно. Все работает — магазины, банки, учреждения. Ажиотажа у банкоматов и обменников не наблюдается. На улицах работают дворники. По дороге знакомлюсь с бывшей учительницей истории Светланой.

— Происходящим в стране очень обеспокоена вся моя семья, все наши знакомые, — сказала она. — До сего момента исправно платились пенсии, пособия, стипендии. Что будет дальше — неизвестно. Мои сыновья-близнецы — студенты, учатся на программистов в местном вузе, получают стипендию. Если ее перестанут платить, доучить парней будет сложно.

— А как отреагировали сыновья на последние события? — интересуюсь я.

— Со свойственной молодости горячностью. Один из них даже порывался поехать в Киев, но мы с мужем его остановили. Да и вообще нас крайне возмутило то, как оппозиция поступила с президентом. Моя семья голосовала за Партию регионов. А к новоявленным лидерам, захватившим в Киеве власть, у меня нет никакого уважения, как и уверенности в том, что они смогут эффективно управлять государством.

Тревогу Светланы по поводу будущего страны разделяет и ее коллега Мария, которая сейчас находится в декретном отпуске, а до этого работала с детьми-инвалидами:

— Уровень жизни долгие годы остается у нас очень низким — небольшие зарплаты, мизерные пенсии. Моя бабушка, например, живет в деревне, получает пенсию чуть больше 1000 гривен, около 900 гривен платит за коммуналку, на жизнь практически ничего не остается. Лидеры приходят и уходят, а наша жизнь не меняется к лучшему. Поэтому не верю, что со сменой власти что-то улучшится.

“Долой мэра!”

У здания городской мэрии, неподалеку от Красной площади, очень многолюдно. Несколько человек сгруппировались у национального флага, которым размахивает пожилой мужчина. Через проезжую часть замечаю людей в камуфляже, отчего, признаться, становится не по себе.

Знаменосец и его группа поддержки пояснили, что проходит 38-я сессия городского совета шестого созыва, и они собрались, чтобы высказать свое недоверие нынешнему мэру Александру Соколову и требовать его отставки.

Захожу в здание мэрии, чтобы пообщаться с участниками сессии. У входа на второй этаж меня вежливо останавливает милиционер. Узнав о том, что я журналист из Гомеля и приехала, чтобы познакомиться с обстановкой у соседей, беспрепятственно пропускает дальше.

Поскольку в работе сессии был объявлен перерыв, найти собеседников в кулуарах не составило труда. Вот как охарактеризовал ситуацию общественный активист Вадим Антошин:

— Порядок у нас в городе и области налаживается. Мы как жили по-братски с соседями-белорусами, так и будем жить. Вы же видите, кто-то разговаривает на украинском языке, кто-то на русском. У нас много смешанных семей, у кого-то живут родственники или друзья в России, Беларуси. Мы всегда к вам в гости ездили, а вы — к нам. В этом плане ничего не изменится. Надо просто немного потерпеть, идет смена власти, прежние руководители всячески цепляются за нее. С другой стороны, появились новые пламенные революционеры, которые под шумок пытаются застолбить себе какую-то нишу. Поэтому наблюдается некоторая несогласованность в действиях. Но, думаю, путем переговоров придем к общему знаменателю. К счастью, в Чернигове все прошло мирно, бескровно. Да, есть сложности, есть определенные люди, которые настроены, скажем так, гиперактивно. Но большинство — здравомыслящие граждане, которые хотят навести порядок в родном городе, вернуть то, что было украдено. И чтобы мы, наконец, зажили по-человечески, а не так, когда одни воровали, а другие это прикрывали.

Происходящее в Украине и регионе прокомментировал также председатель организации предпринимателей и работодателей Черниговской области Борис Бойправ:

— У нас в городе особых проблем не было. Правда, радикально настроенные молодые люди кое-что погромили: напали на офисы компартии, Партии регионов. Памятник Ленину еще сбросили с постамента. А так населению особого вреда не причинили. В городе работает милиция, вполне дееспособная. Что касается экономики и бизнеса, то ситуация немножко приторможена, несколько подрос курс доллара, не все предприятия работают.

По поводу нападений на людей в Чернигове в вечернее время “ужасы” развеяли молодые милиционеры, патрулировавшие улицу. По их словам, уровень преступности в городе не вырос. А на людей вечером нападали трое несовершеннолетних парней, вооруженных бейсбольной битой. Побывав на Майдане, они решили установить справедливость по своему разумению. Подростки задержаны, идет следствие.

На углу сквера у Красной площади — прикрепленный к столбу щит с информацией о погибших на Майдане выходцах из Черниговской области, причем представлявших противоборствующие стороны. С фотографий смотрят молодые жизнерадостные лица. Смерть словно примирила их. На земле — свечи, лампадки, живые цветы...

Весна надежд

В определенной степени эта поездка успокоила меня, вот уж точно — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Однако Черниговщина — далеко не вся страна...

Более сорока лет на границе Беларуси, России и Украины ежегодно в конце июня — начале июля проходил праздник “Славянское братство”. Он выдержал испытание развалом Советского Союза. Состоится ли традиционная встреча представителей трех братских народов нынешним летом? Время покажет.

А вот Масленицу в Чернигове отмечать не стали, мотивируя тем, что сейчас не до праздника. И хотя с зимой соседи не попрощались, хочется верить, что весны они все же не заждутся. Пусть она будет преисполнена светлых надежд и свершений, а не превратится в очередную “горячую” пору года.

Новая достопримечательность
Постамент на проспекте Мира, на котором некогда возвышался памятник Ленину, стал новой “достопримечательностью” Чернигова. Мнения жителей города по поводу “расправы над вождем” разделились. Одни считают, что негоже воевать с памятниками, и иначе как варварством назвать произошедшее нельзя. Другие, преимущественно представители молодого поколения, заявляют, что Ленин для них ничего не значит, мол, постоял — и хватит. Есть и другие мнения: почему нельзя было демонтировать памятник цивилизованно?

Гомель — Чернигов — Гомель

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter