Украина между прошлым и будущим

Предвыборный Киев устал от революций. Здесь больше не жгут покрышки, не швыряют бутылки с зажигательной смесью и не захватывают здания.

Предвыборный Киев устал от революций. Здесь больше не жгут покрышки, не швыряют бутылки с зажигательной смесью и не захватывают здания. Люди ожидают только одного — прихода законной власти, которая сможет повернуть смуту вспять и вывести страну из острого политического кризиса. Два дня мы наблюдали за тем, как мятежная Украина делает свой главный исторический выбор — сомневается, размышляет и верит.

Не открывать: бомба!

Итак, суббота 24 мая. До выборов президента Украины остается один день. На въезде в Киев со стороны аэропорта “Борисполь” — милицейский блокпост. Мешки с песком, автоматы через плечо, проверка документов. Останавливают в основном фуры и микроавтобусы — ищут оружие и сепаратистов.

В Киеве бросается в глаза пустота на улицах: ни пробок, ни людей, ни привычного шума мегаполиса. “Расслабьтесь, все на дачах или на природе, — бросает через плечо таксист. — Увидите, что здесь будет завтра: проголосовать приедут все”.

Крещатик — прихожая Майдана. На фасаде ЦУМа красуется гигантская растяжка в желто-голубых тонах “Единая страна — единая Украина”. На КПП, где еще в середине февраля нас встречали ультрасы в камуфляже и с битами, — пятеро парней в летних майках лениво играют в карты. Посторонним вход разрешен.

Чуть поодаль плавится на солнцепеке трофей февральской революции. Зарешеченный милицейский спецавтомобиль трудно узнать: ему пробили колеса и разрисовали кузов. На водительской двери приклеено предупреждение: “Не вiдкрывати, бiмба”. На кузове — творчество более позднего периода: “Мы проти окупацii Росiею”. И подпись: “Железная сотня”.

На армейских палатках — тут и там — не менее грозные надписи: “Львовская сотня”, “Хлопцi з Бандерштату”, “Черниговская сотня”, “Тернопольская сотня”... Вообще, на Майдане многое теперь измеряется сотнями, хотя палаток на деле — вдвое меньше. Одни горячие головы уехали воевать на юго-восток, другие — на запад, садить огороды. Сегодня здесь правит бал массовка.

“Майдановцы нам уже надоели”

Между палатками дежурит бригада фельдшеров киевской скорой помощи. Медики здесь — чтобы помочь, если вдруг у кого-то из майдановцев возникнут проблемы со здоровьем. Все-таки очень жарко.

— Зимой мы отвозили в клинику десятки человек с воспалением легких. Помню одну даму из Тернополя: пролежав день в отделении с двусторонней пневмонией, она уже назавтра попросилась на выписку. Сказала, что больничный для нее очень накладен. Оказалось, ее семья из четырех человек за месяц заработала на Майдане 36 тысяч гривен, то есть 4,5 тысячи долларов на тот момент. Где ж вы еще в Украине такие деньжищи получите? — говорит как есть фельдшер Наталья Лозовская. — Знали бы вы, как все эти майдановцы нам уже надоели. Вон, полюбуйтесь, сидят работнички в теньке, пивко потягивают. За эти месяцы многое изменилось: если раньше весь Киев нес сюда деньги, вещи и продукты, то теперь так поступают единицы. Кому ж хочется этих бомжей и маргиналов кормить?

Наталья несколько раз цитировала слова своего сына, офицера спецподразделения СБУ. Майдан надо было убирать еще в феврале: тогда это можно было остановить. Сейчас уже нет.

— Осторожно, ребята, ночью здесь небезопасно. Можно без кошелька и мобильника остаться, — предупреждает напоследок Тарас, коллега Натальи. — Вчера мы отсюда очередного мужчину с разбитой головой увезли. К нему подошли, попросили закурить, потом потребовали денег на революцию...

“Небесная сотня” уходит в небо

Колоритная “фишка” палаточного городка — два армейских БТР. Каждую минуту на них взбираются сфотографироваться туристы. Видимо, другого назначения у этих грозных машин нет, едва ли они смогут завестись и уехать своим ходом.

Площадь Незалежности — Майдан местами напоминает городское кладбище. Только вместо надгробий — стены памяти, сложенные из тротуарной плитки. Сверху на них стоят лампадки и портреты, лежат каски и венки. Почерневшее, выгоревшее до основания здание Дома профсоюзов лишь усугубляет эту траурную картинку.

Апофеоз стихийного погоста — портреты погибших героев, вывешенные на мостике между Октябрьским дворцом и гостиницей “Украина”. “Небесная сотня” — абсолютный, непререкаемый символ Майдана. О них говорят либо хорошо, либо — ничего.

В палаточном лагере время обеда. Где-то подоспела тушеная картошка, где-то разливают борщ. Но объемы спонсорской провизии явно не те, что были. Суп жидковат, да и сало к нему уже не подают. Девушка Катя, разливающая для майдановцев первое, на вопрос о своем политическом кредо отвечает односложно: “За жинку буду голосовати”. В смысле за Тимошенко, спрашиваем мы. Оказалось, за Ольгу Богомолец. “А Юлю не мешало бы назад за решетку, — объясняет кухарка. — Она натворила не меньше, чем Янукович”.

Пожилая женщина, взявшая у Катерины пластиковый стаканчик с похлебкой, категорически не согласна: “Надо голосовать за Тимошенко! Она ж столько для Украины сделала! Аж надорвалась, бедняжка, и в коляску инвалидную угодила. Это вам не Ярош с Порошенко. Один — головорез, второй — олигарх”.

Через минуту возле полевой кухни вспыхивает словесная перепалка, к которой присоединяются еще несколько прохожих. Достается и Катерине, и бабушке, и Путину. Мы малодушно покидаем поле боя и спускаемся в торговый центр под Майданом.

Казак терпит до последнего

...Знаменитая улица Грушевского только-только оживает после штурма силовиков. От правительственного квартала в центр наконец-то ездят машины, заново покрашена балюстрада стадиона имени Лобановского, убраны мусор и остовы сгоревших милицейских спецавтомобилей. Но запах революции здесь выветрится еще нескоро. Справа и слева сложены груды покрышек, до сих пор закопчен фасад одного из прилегающих к стадиону домов. Огромная стальная катапульта — потомок осадных орудий — заставляет еще раз вспомнить те страшные февральские дни.

У парадного подъезда четырехзвездочной гостиницы “Днепр” откровенно скучают трое таксистов. Работа не клеится, клиентов почти нет. Сигареты — единственное спасение от скуки.

Александр, Петр и Тарас не скрывают, что доходы упали в разы. Во всем винят российские телеканалы: сказали, мол, в Киеве русским головы отрезают, вот сюда и не едет никто. “Быстрее бы хоть кого-нибудь выбрали. Украине как воздух нужна легитимная власть, тогда и кредиты нам выделят, и отношения с соседями улучшатся. А так наверху все или временные, или и.о.”, — жалуются водители. И вспоминают такой пример: китайский кредит двухгодичной давности на 3 млрд. долларов растворился на президентских счетах, так и не дойдя до бюджета. Какой инвестор после этого хоть доллар сюда без гарантий направит?

Как приклеить к Украине восток?

Таксист, подвозивший нас из аэропорта, оказался прав. В воскресенье Киев ожил и изменился до неузнаваемости. Уже к открытию избирательных участков у дверей томились люди. Ближе к обеду на многих пунктах для голосования выросли очереди. Сомнений в том, что к вечеру явка превысит 50%, ни у кого даже не возникало.

Заходим на первый попавшийся избирательный участок. На вывеске читаем: Национальный педуниверситет имени Драгоманова, избирательный участок # 800968. В каждой из четырех зашторенных кабинок идет тайное голосование. Чуть поодаль стоят четыре прозрачные стеклянные урны. Пожилая женщина бросает в одну из них целый ворох бюллетеней, причем разных цветов. Никакой ошибки здесь нет: в этот день киевляне выбирают не только президента, но также мэра и депутатов горсовета. И списки, надо сказать, немаленькие. В президентском, например, 21 кандидат.

— Душа у меня, честно говоря, лежит к Ляшко, но голос свой отдала за Порошенко. Почему? Чтобы выборы завершились в один тур. А то такая в стране обстановка, что я уже по ночам не сплю, — переживает 90-летняя Александра Семеновна, профессиональная пианистка, лауреат международных конкурсов. На “шоколадного короля” возлагает большие надежды: он должен вернуть Крым, восстановить мир в восточных регионах страны и победить коррупцию. Требования, конечно, серьезные...

Подруги Мария и Екатерина приписаны к участкам Житомирской и Николаевской областей. Но возможности уехать на малую родину не было, поэтому они специально взяли в ЦИКе открепительные талоны для голосования. Такой день, считают девушки, пропустить нельзя.

Полуостров, который проспали

Доцент Института гражданской авиации Виктор Алексеевич поставил галочку в своем бюллетене напротив фамилии Юлии Тимошенко. Свой выбор аргументирует так: регионалы себя дискредитировали, разворовав казну, а Порошенко — на крючке у олигархов. “Чего он к арестованному Фирташу ездил в тюрьму? Советоваться? Тут все ясно: ворон ворону глаз не выклюет. А Юля — совсем другое дело, это крепкий орешек”, — уверен преподаватель.

На события в Крыму и юго-востоке страны Виктор Алексеевич смотрит с точки зрения военной тактики. Полуостров “гражданские” Яценюк и Турчинов однозначно проспали. В Луганске же и Донецке, по его мнению, сейчас орудуют подготовленные приезжие наемники: местные жители серьезнее ружья отродясь в руках ничего не держали. А тут ПЗРК и гранатометы! Ясно одно: без этих двух областей Украине грозит дефолт, поэтому не надо дразнить Россию вступлением в НАТО. С ней нужно заключать новое соглашение, вроде Женевского.

Ближе к вечеру раскаленную от жары и выборов обстановку в городе разрядил ливень. Мы пережидаем непогоду на крылечке участка с супругами Ириной и Андреем и говорим о главном.

Молодая пара сознательно пошла на маленькую хитрость, проголосовав за Анатолия Гриценко. Таким образом, в случае второго тура они рассчитывают увидеть в финале пару Порошенко — Гриценко, а не Порошенко — Тимошенко. Юлия Владимировна для них абсолютное зло и ставленница Кремля, ведущая сепаратные переговоры.

...К 21.00 ЦИК озвучил главные новости этого напряженного дня — в выборах президента участвовали почти 60% избирателей. И, по итогам подсчета голосов, Украина выбрала Петра Порошенко (53,8%). Второй с 13,1% голосов стала Юлия Тимошенко. Неожиданно для многих на третьей строчке оказался радикал Олег Ляшко (8,4%).

Что же это значит для Украины? В стране выбран пятый легитимный президент, и очень скоро он вступит в свои права, начав отсчет новой истории. Хотелось бы надеяться, что она обойдется без политических потрясений, экономических коллапсов, вражды с соседями и бессмысленных человеческих жертв. И первым предвестником перемен станет исчезновение палаточного городка Майдана...

 ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

  • В шести городах России работали участки по выборам президента Украины.
  • В Киеве ряд избирательных участков 25 мая продлил работу из-за высокой явки.
  • Члены Донецкой народной республики захватили резиденцию олигарха Рината Ахметова. Местонахождение миллиардера неизвестно.
  • Барак Обама поздравил народ Украины с итогами выборов.
  • СБУ задержала хакеров, готовивших срыв выборов.
  • Порошенко не исключил, что его первый зарубежный визит в качестве президента будет в Польшу.
  • Урны для голосования в Донецке использовали как урны для мусора.

 ДИПКУРЬЕР

Готовность к сотрудничеству

Беларусь уважает выбор украинского народа и готова к дальнейшему конструктивному сотрудничеству со своим соседом. Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел Беларуси в связи с проведением в Украине внеочередных президентских выборов. “Избирательная кампания проходила в беспрецедентно жесткой и напряженной обстановке. К сожалению, часть граждан не была вовлечена в избирательный процесс. Вместе с тем украинское общество продемонстрировало высокий уровень гражданской сознательности и стремление начать движение к обеспечению национального согласия, внутренней стабильности и устойчивого экономического и политического развития”, — отмечается в заявлении.

В белорусском МИД надеются, что данные выборы станут значимым шагом на пути к нормализации ситуации в Украине и построению в стране полноценной вертикали власти.


 

Минск — Киев

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter