Укол против… беспечности

Согласитесь, как было бы здорово, если бы ученые придумали лекарство от… беспечного отношения к природе?! Один укол — и никаких тебе нарушений законодательства: нет желания заниматься браконьерством, вырубкой деревьев...

Согласитесь, как было бы здорово, если бы ученые придумали лекарство от… беспечного отношения к природе?! Один укол — и никаких тебе нарушений законодательства: нет желания заниматься браконьерством, вырубкой деревьев. Нет желания даже оставить после себя в лесу банки, пакеты, обертки. Но, увы… Лекарства такого нет. А совесть многих из нас, кто ведет себя по отношению к окружающей среде как потребитель, не испытывает ни малейших уколов. 

Многие рассуждают так: Беларусь не пустыня, а цветущий край, значит, никто не пострадает от загрязненной речки или срубленного дерева. «На наш век хватит!» — убеждены они. Более того, разговоры об экологических проблемах многие считают надуманными, несерьезными. Мол, жили же наши деды-прадеды, не экономили, небо коптили, и ничего. И мы проживем как-нибудь. А после нас – хоть трава не расти… И пытаются воспользоваться благами природы сполна, даже не задумываясь о том, что все мы неразрывно с ней связаны. И нанося очередной удар экологии, наносим его и себе. 

Сейчас столько разговоров о глобальном потеплении. А ведь и оно результат человеческой беспечности. Бурный экономический рост ряда стран, выбросы парниковых газов… А в итоге – природные катаклизмы, уносящие человеческие жизни. Сегодня мировая общественность пытается предотвратить возможную трагедию. Но, будь все мы предусмотрительнее, проблемы могло и не быть. 

Человечество долго вмешивалось в естественный ход природы, поворачивая вспять реки, осушая болота. Кстати, последняя проблема хорошо известна и нам. За полвека территория отечественных водно-болотных угодий с 3 миллионов гектаров сократилась фактически вдвое. Многие торфяники деградировали, а на поверхность вышли пески… Теперь мы занимаемся спасением болот, которые, кстати, тоже влияют на формирование климата. 

А что с легкими планеты – лесами, их исконными обитателями? В свое время чрезмерное увлечение охотой чуть не лишило Беларусь зубров, ланей и т.д. К счастью, оба этих вида, но не без помощи экологов, восстановили свою популяцию. Но ведь участь далеко не всех представителей флоры и фауны так радужна… 

Сегодня природоохранные службы регулируют численность тех или иных видов, дабы избежать угрозы их исчезновения. С этой же целью устанавливаются сроки и правила охоты, рыбалки. Но указ ли они рыболовам и охотникам? 

«Очень сложно научить людей, живущих близ водоемов, правилам рыбалки, — рассказывает начальник отдела охраны животного и растительного мира, водоемов и охотничьего хозяйства Национального парка «Нарочанский» Эдуард Василевский. – Они всю жизнь ловили рыбу как и когда хотели и сейчас это делают. Кроме того, это самый простой способ заработать: наловил и продал. Никого не интересует, можно это делать в данный момент или нет». И бороться против предприимчивых граждан сложно: в то время как взрослые ставят сети, ребятня караулит у дороги, не едут ли инспекторы, и сообщает по телефону… Спрашивается, какой пример родители показывают собственным детям? И хватит ли этой рыбы на век последних? 

Впрочем, нарушений, по словам Эдуарда Петровича, все же становится меньше. Если еще в 2004—2005 годах их число достигало тысячи, то уже в прошлом году – 377. Но вот число уголовных дел, возбужденных по итогам нарушений природоохранного законодательства, напротив, увеличилось. За весь прошлый год их было всего пять, а за три месяца этого – уже шесть! В чем причина? Просто раньше, пояснил собеседник, меньше времени оставалось на проработку конкретных дел. 

По словам Эдуарда Василевского, нарушений правил охоты уже в этом году в нацпарке выявлено немало. Кстати, штрафы за браконьерство не так давно повысились. В итоге, например, дикие кабаны, незаконно добытые двумя гражданами на территории Слободского лесничества, обойдутся им в 7 700 000 рублей (по 3 млн. 850 тысяч рублей на каждого). Может быть, это заставит нарушителей если не раскаяться, то хотя бы задуматься? 

Увы, штраф, по словам Эдуарда Петровича, по-прежнему остается самой действенной мерой борьбы с браконьерством. Но и штрафов боятся не все. Другие методы – объяснения, пропаганда – понятны еще меньше. Зародился этот «беспредел» в переломный момент истории нашей некогда большой державы. Тогда не до охраны природы было. Вот и воспитали мы гражданина-потребителя. Впрочем, в «Нарочанском» рук не опускают, особые надежды возлагают на подрастающее поколение. А чтобы изменить ситуацию уже сейчас, по мнению Эдуарда Василевского, наказание за вред, нанесенный природе, должно быть еще жестче. Может быть, и так… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter