Что бы ни говорили про Россию, для многих иностранных компаний она остается привлекательным рынком

Уходя, остаются

Международные бренды хотят остаться в России и Беларуси, но вынуждены делать громкие заявления для ушей своих правительств 

На этой неделе еще две компании уходили из России — Danonе и «Ашан». По крайней мере, об это растрезвонило Рейтер. Впрочем, этому агентству верить — себя не уважать. Слишком ярко штампует оно в последнее время разные небылицы. Так получилось и в этот раз: с утра «ушедшие» Danonе и «Ашан» раньше обеда официально опровергли сообщение «уважаемого» информационного агентства.

Впрочем, в данном конкретном случае Рейтер, возможно, не столь уж и виновато. Не исключено, что международные компании покидают Россию. Но там, на Западе. А в России, собственно говоря, остаются. Два мира — две стратегии. Согласен, похоже на бред. Но импортные правительства впали в такую шизофрению санкций, что даже их собственному бизнесу приходится под нее подстраиваться. А если серьезно, то крупные корпорации оказались в очень неоднозначной ситуации. 

Что бы ни говорили про Россию, для многих иностранных компаний она остается привлекательным рынком. По объемам он, конечно, не идет ни в какое сравнение с европейским. Но крупный бизнес мыслит стратегически: не сегодняшним моментом, а десятилетиями. С этой точки зрения ЕАЭС в целом и Россия в частности, как и примыкающие к ним другие страны, очень привлекательны для крупного международного бизнеса. ЕАЭС и Средняя Азия — богатейшие регионы по ресурсам. Их дефицит будет только расти. И эти ресурсы обязательно станут формировать платежеспособный спрос. С положительной динамикой в ближайшие десятилетия. Чего нельзя с такой же уверенностью сказать о ЕС. Во-первых, демографический кризис. Во-вторых, дефицит трудоспособного населения порождает и экономические, и социальные проблемы. В ЕАЭС есть и рабочие руки (их тоже не хватает, но ситуация в целом в нашем регионе выглядит намного лучше), и спрос. 

Поэтому «Ашан», Danonе, десятки других мировых производителей и брендов и пришли в Беларусь, Россию. И многие не просто пришли, а построили свои предприятия. Причем та же IKEA часть произведенной на них продукции (и весьма значительную) поставляла на экспорт. Да, не надо сбрасывать со счетов очень приятные условия входа на рынок. До спровоцированного Западом противостояния у нас иностранных инвесторов буквально облизывали. К ним иной раз на родине так трепетно не относились. Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми особенностями наших экономик, но все быстро и цивилизованно разрешалось. Спросите у менеджеров транснациональных корпораций (за чашкой чая, неформально), легко ли войти в страны Юго-Восточной Азии, например? Или другие регионы? У нас до поры до времени для зарубежных компаний был курорт. На что очень обижалось местное предпринимательское сообщество. Вполне заслуженно, так как в погоне за иностранными инвестициями по некоторым позициям мы, возможно, и перестарались. 

Факт остается фактом: с насиженного и перспективного рынка никто уходить не хочет. Но этого требуют политики западных государств, где расположены штаб-квартиры корпораций. Нет, официально — полная свобода выбора. Но кулуарно давление идет. Не хлопните громко дверью в России — отрежем от государственных закупок где-нибудь в США или ЕС! Ненавязчивый политический шантаж, к которому бедным импортным бизнесменам (они не белые и не пушистые, но в этой переделке можно их даже пожалеть) приходится приспосабливаться. И они уходят. Но так, чтобы остаться. Если присмотреться к официальным пресс-релизам корпораций, то они очень сдержанны. Правда, потом в СМИ распространяются обычно выдержки в зависимости от политической направленности издания. Но оригиналы отражают весьма прагматичную позицию большинства компаний. Например, отмечается, что вроде бы решение о прекращении сотрудничества и прервано, но на это нужно 12 месяцев. А за год много событий может произойти. Или громко приостановили работу, картинки сбросили на Запад, а потом можно потихоньку и открываться. Или… На самом деле вариаций на эту тему множество. В иностранных корпорациях есть прекрасный штат юристов и пиарщиков (в этом мы им, надо признать, зачастую уступаем), которые обставят дело так, чтобы (на Западе) уйти из России и Беларуси, а на самом деле остаться.
Поэтому не стоит сильно переживать: все привычные нам товары, торговые марки останутся. А громкие заявления — это не для нас. Это для западных столиц. Чтобы наконец-то отвязались. 
volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter