Мне не пришлось проходить срочную службу, хоть и очень хотел. Поэтому, будучи журналистом, твердо решил, что форму по заданию редакции когда‑либо точно надену и солдатский быт изучу. И вот она, удача: для подготовки публикации ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь получил «добро» стать на пару дней военнослужащим 51‑й гвардейской артиллерийской бригады. Что ж, скажу я вам, вкус армейской жизни ощутил сполна: все как у рядовых бойцов, никаких поблажек.

Фатальная ошибка и вкусное сало
Я был в полном неведении, что предстоит делать в бригаде. А главное, наивно полагал, что зимой военнослужащие больше находятся в казармах и клубах, чем на открытом воздухе, поэтому в свой рюкзак положил минимум: зубную щетку, расческу и запасные носки.— Вот это фатальная ошибка, — услышав перечень моих вещей, сказал фотограф Егор, который на армейские репортажи ездит регулярно.
И действительно, на подъезде к бригаде узнаем, что круглосуточно будем находиться на полигоне Осиповичский!

— В следующие два дня по плану у вас приготовления к стрельбам и сами огневые занятия на полигоне с самоходной пушкой «Гиацинт‑С». В лес одному не убегать, с оружием и техникой не баловаться и слушать старших по званию!

Служба службой, а обед по расписанию. Получив форму и разместив вещи, идем с Егором на прием пищи. Столовая находится в землянке: деревянные столы и скамейки, плиты‑печки и хорошее освещение — антураж интересный. Обеденное меню солидное: гороховый суп с салом (оцениваем на твердую десятку!), рисовая каша с тушенкой, на десерт — сладкий чай, галеты и две конфеты «Барбарис». Повар на раздаче комментирует наше восхищение обедом:
— Этот рацион содержит в себе все, что нужно взрослому человеку. Сало — полигонный эксклюзив, в частях его не дают, поэтому парней от него не оттянуть. По несколько кусков за раз берут и постоянно просят добавки.



«Вперед, батюшка, у тебя получится!»
Держим путь к самоходным пушкам 2С5 «Гиацинт‑С» — их надо подготовить к завтрашним стрельбам. Сопровождает нас командир одной из единиц сержант Алексей Якименко:— «Гиацинт‑С» — это дальнобойное 152‑мм орудие с дальностью стрельбы до 30 километров. Бахает будь здоров! Честно, даже немного завидую — услышите этот выстрел впервые. Я свой первый никогда не забуду… Казалось, земля дрожит, грудная клетка будто вжалась в тело. Сейчас уже привык — 16 месяцев служу.

Мне как рядовому предстояло выгрузить снаряды и заряды, подготовить их и установить в систему заряжания орудия. Вес комплекта — до 60 килограммов! Пока переносил его на 30 метров, показалось, что прошел километр... Пора, видимо, записаться в тренажерный зал. Товарищи с улыбкой подбадривали: «Вперед, батюшка, у тебя получится!» Так у меня появился первый в жизни позывной. Всему виной моя борода: напомнил парням священнослужителя.

— Снаряд плотно прилегает к стволу орудия. Если на нем будет хоть соринка, лишнее трение изменит траекторию и точность выстрела или вообще вызовет несработку. Это также влияет на безопасность экипажа. Поэтому натереть надо до блеска.Следующая задача — установить снаряд и заряд в систему заряжания орудия. У меня раза с пятого получилось. Видя растерянность неопытного солдата, меня поспешил поддержать непосредственный начальник — командир взвода старший лейтенант Руслан Бубнов:
— Ничего страшного. Всем поначалу требуется несколько попыток, потом уже интуитивно все делаешь. Я, когда учился в Военной академии, не с первого раза сдал этот зачет, а сейчас с закрытыми глазами установить могу.


— Завтра будет интереснее, — подбадривает Руслан. — Боевые экипажи приедут на огневую позицию, займут ее, подготовят орудие и будут ждать сигнала. Моя задача — правильно навести пушку для успешного поражения цели, ваша — произвести один из выстрелов. Верю в вас и своих парней!
Ужин, землянка, два наряда
Изрядно вымотавшись и замерзнув, решили быстро поужинать — давали макароны с тушенкой и чай, а потом улечься спать… Мои планы нарушил Руслан Бубнов:
— Дежурного на КПП вызывают в штаб, подменишь его на час‑другой.

Мне выдали бронежилет, шлем, автомат и два рожка. Ноша тяжелая — один бронежилет с разгрузкой весит 13 килограммов. И со всем этим нужно было патрулировать зону КПП и проверять посетителей.За мою часовую смену никого не было. Оно и к лучшему…
Но наряды на этом не закончились: после КПП меня в паре с тем же сержантом Алексеем Якименко отправили охранять грузовые машины. Под особенным контролем были канистры с соляркой.

Благо в мою смену и здесь все прошло тихо. Можно идти спать! После всего спальный мешок на деревянной лежанке в землянке был самым желанным местом на свете. К тому же рядом печка — не замерзнем, еще есть удлинитель и роутер. Засыпал я под рассказы бывалых офицеров о подрывах, стрельбах, дронах… Но, как говорят в армии, то, что обсуждалось в землянке, остается в землянке. Поэтому ни слова больше. Отбой!


Посвящения не случилось
Подъем в шесть утра, через полчаса мы сидим в командной машине, едем к месту стрельб. Все бойцы сосредоточенны и немногословны: к этим занятиям они шли полгода, нельзя терять концентрацию. На «позиции» встречаю своего напарника Алексея Якименко — стоит возле какого‑то прибора и что‑то на нем крутит.
— Это буссоль, предназначена для ориентирования орудия на основные направления стрельбы, — поясняет сержант. — С ее помощью можно сделать наводку тремя способами: по солнцу, заранее известному углу и магнитной стрелке. В данный момент погода пасмурная, поэтому работаем по стрелке. Выглядит мудрено, но это не так, пару раз попрактиковался — и готово. А без буссоли орудие не сможет выстрелить точно.


— После сигнала просто дерни рычаг — ничего сложного. И не пугайся! Но звук выстрела оглушающий, даже может повредить барабанные перепонки. Поэтому обязательно надень шлемофон, еще положи в уши вату, а когда выстрелит, открой рот — это выровняет давление и снизит нагрузку на перепонки.Снег идет такой, что не видно дальше нескольких метров. Из рации слышим:
— Сегодня не стреляем.

В итоге уверенно заявляю: тему армии не оставлю! Обязательно еще и «Гиацинт‑С» покорю, и про парней напишу — огромный респект им за силу воли, дружелюбие и гостеприимство, оказанные неопытному «батюшке».

