Ухабы последнего пути

Только штрафами и циркулярами невозможно навести порядок на сельских кладбищахВ 2008 году на Брестчине, в Дрогичинском районе, были выявлены факты захоронения людей без официального установления причин наступления смерти. Пожилые люди умирали якобы от естественных причин — преклонного возраста и старческих болезней. На самом деле, как после эксгумации установила судебно-медицинская экспертиза, 12 пенсионеров были задушены. Серию убийств раскрыли, преступники понесли наказание. А проверки компетентных органов выявили многочисленные нарушения законодательно установленных норм на многих сельских кладбищах. Но и сегодня, как пояснили в управлении коммунального хозяйства и энергетики Министерства ЖКХ, самовольные захоронения на сельских кладбищах не редкость. И проблема не только в несознательности наших граждан, убеждены специалисты.

На сегодняшний день в нашей стране действует Закон Республики Беларусь “О погребении и похоронном деле”, который принят в 2001 году, а также Правила содержания мест погребения, последние изменения и дополнения в которые вносились в 2007-м. Согласно этим документам сельские кладбища находятся в ведении местных властей, и порядок осуществления похоронной деятельности на них определяют местные исполнительные и распорядительные органы. Однако специализированные организации по похоронному делу и какие-либо администрации сельских кладбищ созданы далеко не везде, а значит, надлежащий контроль за захоронениями на селе практически не ведется. Если сельисполкомы не выделяют места на кладбище, люди решают вопрос самостоятельно — выбирают место по своему усмотрению, и бывают случаи, когда о факте смерти гражданина не были поставлены в известность органы внутренних дел, никто не вызывал даже бригаду “скорой помощи”.
Земельный вопрос
В прошлом году жители сельской местности, в особенности люди преклонного возраста, были взбудоражены слухом о том, что в скором времени будет введена плата за место на сельских кладбищах: одна минималка для местных, три — для иногородних. Теперь слухи поутихли, хотя иногда в пригородных автобусах или электричках еще можно услышать подобные разговоры.
Закон “О похоронном деле” и Правила содержания мест погребения гарантируют безвозмездное предоставление участка земли на кладбище для погребения усопшего, развеяла сомнения консультант управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства ЖКХ Ирина Сафронова. Участок для одиночного погребения составляет 2,3 метра в длину и 1,4 метра в ширину. Рядом, также бесплатно, близкие усопшего могут зарезервировать еще одно место для одного из ближайших родственников умершего — к таковым относятся муж (жена), сын или дочь, бабушка, дедушка, внук, внучка. При желании согласно законодательству можно “бронировать” еще два места, но уже за плату.
Размер этой платы устанавливается непосредственно на местах и зависит от калькуляции расходов по содержанию кладбища, пояснила специалист. В столице эта плата составляет в среднем на сегодняшний день 91 тысячу рублей за квадратный метр. В целом предварительное резервирование места вечного упокоения обойдется в Минске более чем 200 тысяч рублей.
Разумеется, на сельских кладбищах “забронировать” участок гораздо дешевле. И многие вопросы можно решить просто по-соседски. К примеру, в крупных городах родственники не могут выбирать место, где похоронить дорогого им человека: захоронения ведутся по рядам, схема строго распланирована.
Иное дело, что, не имея никого похороненного именно на данном кладбище, ныне здравствующий человек не может зарезервировать на нем место для себя или своих живых близких — участок земли для захоронения предоставляется только по факту смерти. Прежде подобное было возможно, за бронь участка просто брались деньги. Но в 2002 году эту практику решено было упразднить, пояснили в Министерстве ЖКХ. Дело в том, что бывало так: оплатил гражданин Иванов участок на четверых на кладбище, к примеру, на Витебщине, да и уехал к детям на Брестчину. Или вообще за пределы Беларуси. Может, он никогда уже и не вернется в родные места. Но участок за ним числится. Проходит 10—15 лет. Кладбище пора закрывать, а люди справедливо указывают на участок, некогда бронированный Ивановым — почему место пустует?
Это нужно не мертвым, это надо живым
Изменения в Правилах содержания мест погребения, принятые в 2007 году, были призваны устранить множество прежде не отрегулированных вопросов, направлены на максимальное соблюдение законности в этом печальном деле как в городах, так и в сельской местности. Изменения касались, в частности, ряда санитарно-эпидемических норм. Давалось понятие газонных кладбищ, были разработаны нормы содержания крематория и колумбария.
Важнейшим аспектом новых правил стало четкое определение, чего не имеют права делать индивидуальные предприятия и предприниматели, подвизающиеся на ниве скорбного сервиса. Так, только в компетенции государственных органов (исполкомов или специально созданных ими структур) находится согласно Правилам содержания мест погребения ведение учета и регистрация захоронений в книге учета захоронений на кладбище. Запись в этой книге и оформление соответствующих документов происходит лишь по предъявлении свидетельства о смерти, которое выдается загсами, а также медицинского свидетельства о смерти. Кроме того, только государственные структуры имеют право предоставлять земельный участок на территории кладбища — согласно правилам ни коммерческое похоронное бюро, ни родственники покойного не могут занимать земельный участок самовольно. В ведении местных властей и резервирование мест для захоронения — как бесплатное, так и платное.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях за самовольное захоронение может быть наложен штраф в размере от пяти до десяти базовых величин. Однако к этой мере пока стараются прибегать нечасто, ведь все, что связано с проводами в последний путь, — сфера очень деликатная и болезненная для пережившей потерю семьи. И, разумеется, перезахоранивать на “положенное место” никто покойного не будет — для эксгумации необходимы очень веские основания и специальное разрешение прокуратуры. 
Очень часто и на городских, и на сельских кладбищах не соблюдается положенное расстояние между могилами — такие жалобы коммунальникам приходится рассматривать постоянно. Крик души жителя  (или, может быть, жительницы) Бобруйска на одном из сайтов региональных СМИ в Интернете:
“...Что творится на кладбищах — словами не передать. Никакого уважения ко всем остальным! Если в прошлом году хоть как-то можно было пройти между могилами, то сейчас просто не хватает слов, чтобы выразить недовольство. Да, людей надо где-то хоронить, но... Когда на проходе ставят ограду, и если ее кто-то еще захочет покрасить, как обычно, в день Радуницы...”
Форма оградки и надмогильное сооружение — дело вкуса и кошелька родственников усопшего. Законодательно регламентируется лишь то, что ограда не должна выходить за периметр выделенного участка, а размеры памятника не должны превышать определенной высоты. Но и эти правила тоже нередко нарушаются.
Как справедливо заметил вышеупомянутый житель Бобруйска, “кладбище — это лакмусовая бумажка общества”. А потому, убеждены в Министерстве ЖКХ, штрафами все эти проблемы не решить. Так же как даже самые своевременные и скрупулезно составленные циркуляры не в силах предусмотреть абсолютно все нюансы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter