Источник: Знамя юности
Знамя юности

83 года у доски. Как живет и работает педагогическая династия из агрогородка Ждановичи

Указка по наследству

Что можно успеть за 83 года? Вырастить из саженца огромный дуб в три обхвата, отстроить и заселить новый город… А можно воспитать несколько поколений учеников, научить их слушать и слышать, размышлять и не бояться ошибок. Накануне Дня учителя, который традиционно отмечается в первое воскресенье октября, «Знаменка» навестила на рабочем месте представителей педагогической династии Василевских – Шушкевичей – Дорожко из агрогородка Ждановичи Минского района. Если сложить весь их профессиональный стаж, получится 83 года на троих.

Галина Шушкевич без малого 40 лет знакомит школьников с Есениным и Пушкиным

Дама в кедах

Первой в династии стала Надежда Василевская. После школы она, девочка из деревни Буда Дзержинского района, поступила в Минское железнодорожное училище на специальность «дежурный по станции». Но ее судьбу круто изменил случайный лыжный забег, на который она вышла за компанию с сокурсницами: Надя преодолела дистанцию так легко и быстро, что ей предложили учебу в физкультурном техникуме. Что она и сделала, выпустившись оттуда дипломированным учителем физкультуры.
Первой в династии стала Надежда Василевская

Первым и единственным местом работы Надежды Карловны стала Масюковщинская средняя школа. Тогда, в 1950-е годы, дама-физрук была случаем экстраординарным: учительниц физкультуры в Минском районе работало всего две. Муж, конечно, переживал, ведь на любом обучающем семинаре вокруг Надежды были одни парни. Впрочем, она старалась не привлекать к себе лишнего внимания.

В те годы спортивное оснащение сельских школ (Масюковщина была не микрорайоном Минска, как сейчас, а обычной деревней. – Прим. «ЗН») не могло похвастаться разнообразием, вспоминает дочь Надежды Галина Шушкевич:

– Вместо стадиона – заросшая травой площадка с единственным турником, спортивный зал был совмещен с актовым. Но даже в таких условиях маме удавалось зажечь в детях искорку любви к спорту. Легендарный фехтовальщик Александр Романьков, обладатель пяти олимпийских медалей, – ее ученик.

Впрочем, Надежда Карловна одинаково любила всех – и способных, и не очень.

– А еще она искренне верила, что трудных детей не бывает. Энергию даже самых сложных подростков мама всегда умела направить в нужное русло.

На пенсию учительница физкультуры вышла в 50 лет, хотя еще уговаривали поработать. Дочке она объяснила это тем, что уходить надо вовремя:

– Мама жаловалась: «Ученицы просят показать, как выполнять упражнение на бревне – а я уже не могу. И на канат не залезу. Разве я имею право работать дальше?»

Учитель тоже волнуется

В старших классах Галина Шушкевич (в девичестве Василевская) была избавлена от мучительных метаний между профессиями: кем же стать? Потому что лет с шести жила с уверенностью: «Буду учителем!» Правда, мамино дело – физкультура – ее не привлекало, зато очень нравилась русская литература.

Окончив школу, Галина подала документы в Минский пединститут: сдала два экзамена на пятерки и еще два – на четверки. И… провалилась: в тот год проходные баллы были невероятно высоки. Но от своей мечты не отказалась:

– Не понимаю нынешних ребят, которые, получив на руки сертификаты ЦТ, мечутся между учебными заведениями. В вуз нужно идти целенаправленно. Поэтому через год снова сдала экзамены и поступила на заочное отделение. А чтобы не терять время понапрасну, устроилась лаборантом кабинета физики и химии в Ждановичскую среднюю школу: мыла колбы, готовила к лабораторным ампер­метры, спиртовки, термометры.

Через пару лет студентку повысили до воспитателя группы продленного дня. А когда она, наконец, получила заветный диплом, предложили вести ее любимые предметы – русский язык и литературу. На первый урок Галина Дмитриевна шла на ватных ногах:

– О чем говорила, помню смутно, потому что очень переживала: как примут дети? станут ли слушать? получится ли донести до них свои мысли? Это только со стороны кажется, что учитель никогда не волнуется.

Педагог работает в школе без малого 40 лет. Конечно, и условия работы, и сами ученики за это время здорово изменились, рассуждает Галина Дмитриевна:

– Когда начинала работать, классы были огромными – по 39 человек. Поэтому мы, преподаватели старой закалки, объясняли материал громко, чтобы было слышно даже на галерке. Сейчас уже кричать не нужно, а привычка осталась. Дети тоже изменились: у них шире кругозор, они более технически подкованы. Но при этом стала хуже память: зачем держать информацию в уме, когда в нужный момент все можно подсмотреть в интернете? И если раньше выучить наизусть стихотворение было самым простым способом получить хорошую отметку, то сейчас у многих с этим проблемы.

Но, несмотря на все нюансы, потомственная учительница по-прежнему учит с детьми стихотворения, проводит литературные вечера, готовит старшеклассников к тестированию. Так, пару лет назад ее ученица Ольга Сычева стала единственной в Минском районе, кто набрал 100 баллов на ЦТ по русскому языку.

Марина Дорожко уверена, что игра – лучше любого аудирования или спеллинга

Мое место здесь

«Good morning, pupils!» – «Good morning, Марина Витальевна!» С такого приветствия обычно начинает урок младшая представительница династии Марина Дорожко, дочка Галины и внучка Надежды.

Окончив девять классов все той же Ждановичской средней школы, Ма­рина по уже сложившейся семейной традиции поступила в Минский городской педагогический колледж. На четвертом курсе, перед самым дипломом, ей позвонили из родного учебного заведения: «Марина, выручай, пятый класс остался без преподавателя английского!» Так работа нашла ее сама, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка пришлось оканчивать уже заочно.

Сейчас Марина Витальевна ведет иностранный язык в трех шестых классах:

– Чтобы ребята не скучали и легче усваивали материал, мы много играем. Больше всего им нравится школьный аналог «Своей игры». Я предлагаю самим выбирать уровень сложности вопроса: простой, средний, супертрудный. Чем больше баллов в итоге набрал – тем выше отметка за урок. Со старшеклассниками все серьезнее. Когда вела уроки у 10, 11-го класса, старалась, чтобы на занятиях не звучало ни одного русского слова – only English.

Последние пять лет Марина совмещает две должности – педагога и заместителя директора по воспитательной работе. Не скрывает: порой приходится непросто, но уйти в другую сферу никогда не мечтала:

– Иногда размышляю, кем бы я еще могла работать. И не поверите – не могу ничего придумать. Хочу быть только здесь!

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter