Военно-биологические программы США на постсоветском пространстве: риски и вызовы для национальной безопасности Беларуси

Угроза новых пандемий

Применение биологического (бактериологического) оружия неоднократно ставило человечество на грань выживания. Впервые оно было применено в XIV веке: монголы использовали зараженные чумой трупы во время осады крымского города Каффа (нынешняя Феодосия), что спровоцировало пандемию. В результате погибла практически половина населения Европы. В XV веке европейцы уничтожили империю инков, завезя на их территорию возбудителей оспы. В XVII веке возбудители чумы применялись в ходе русско-шведской войны, а армия США использовала знаменитые «оспенные одеяла» для уничтожения индейцев… 

«СБ.Беларусь сегодня» публикует посвященную этой важнейшей теме статью, авторы которой — авторитетные государственные деятели — на основе комплексного анализа изучили вопросы формирования и деятельности сети военно-биологических объектов США на территории ряда государств постсоветского пространства. В материале проанализированы проводимые там биологические исследования, имеющие зачастую двойное назначение, несмотря на декларируемое исключительно «гражданское назначение объектов». 

История вопроса

В XX веке отдельные попытки неконтролируемого применения биологического оружия приводили к массовому уничтожению всего живого, а результаты его использования носили необратимый характер, нанося ущерб как противнику, так и своим войскам. 
В частности, неудавшийся эксперимент с заражением поголовья овец сибирской язвой на отдаленном острове Грюнард около Шотландии (1942 год) для последующего его применения против германских войск на Восточном фронте привел к тому, что на 49 лет остров был признан опасным даже для кратковременного пребывания, находился на карантине и только в 1990 году официально объявлен очищенным.
Александр Субботин
Владимир Арчаков
В связи с малой изученностью природы инфекций, сложностью прогнозирования и невозможностью контроля за последствиями их применения, важным фактором выживаемости человечества стал поиск механизмов, запрещающих разработку, производство вирусов и накопления компонентов биологического (бактериологического) оружия. 

В этих целях 17 июля 1925 года впервые был принят Женевский протокол о запрещении применения удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (биологического оружия в его официальной трактовке в соответствии с международным правом на тот момент времени еще не существовало). Особенность протокола состояла в том, что он запрещал подписавшим его странам применять, но не производить, хранить и транспортировать биологическое оружие, что впоследствии стало предметом более поздних международных договоров в этой области.

10 апреля 1972 года была принята «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» (далее — Конвенция, ­КБТО), запрещающая разработку, производство и любые операции с таким оружием. Конвенция вступила в законную силу 26 марта 1975 года, является бессрочной и «действует» до настоящего времени. 170 государств в мире (в том числе и наша страна) являются ее участниками. 

Нечестная игра

Вместе с тем в рамках ­КБТО отсутствует контрольно-инспекционный механизм за исполнением странами-участниками ее основных положений, что является существенным недостатком документа и формирует предпосылки для уклонения отдельных государств от ее исполнения. Несовершенство законодательства активно используют в своих национальных интересах США. Заявляя о пунктуальном выполнении Конвенции, американское военное и политическое руководство под различными предлогами уклоняется от участия в разработке данного контрольно-инспекционного механизма и подписания соответствующего протокола, начало разработки которого было положено в ходе IV Обзорной конференции ООН в 2000 году. Уже в ноябре 2001 г. работа очередной V Обзорной конференции ООН в результате действий США была сорвана, а вместо выработки общего механизма государства были вынуждены перейти к внесению поправок в национальные законодательства в части криминализации деятельности по созданию биологического оружия.

Отсутствие контрольно-инспекционного механизма позволило американскому руководству, осуществляя масштабную военно-биологическую деятельность, преднамеренно допускать серьезные нарушения ­КБТО, которые могут квалифицироваться как отклонение от норм международного права. Кроме того, соблюдение США международного законодательства также осуществляется с оговорками, в соответствии с которыми, например, заявляется о приоритете национального законодательства над международным. В свою очередь, военно-биологические программы США намеренно выводятся из-под национальной юрисдикции. Многочисленные международные договоренности, в том числе и ратификация международных соглашений, зачастую трактуются в выгодном для Белого дома плане (так, ратификацию Женевского протокола США сопроводили рядом оговорок, согласно одной из которых Соединенные Штаты оставляют за собой право на «ответное применение химического и токсинного оружия»).
В настоящее время США обладают наиболее развитым военно-биологическим комплексом в мире. В его структуру входят научно-исследовательские объекты Пентагона, учреждения министерств здравоохранения, энергетики и сельского хозяйства, гражданские научно-исследовательские институты, в том числе частные биотехнологические и фармацевтические компании.
Под предлогом обеспокоенности США условиями хранения патогенов в постсоветских странах после развала ­СССР Вашингтон реализует на территории отдельных стран СНГ ряд военно-биологических программ. Официально США декларируют исключительно гражданское назначение деятельности объектов, прежде всего в интересах обеспечения биологической безопасности на постсоветском пространстве. При этом заявляется, что с участием американских военных биологов в этих лабораториях проводятся мониторинги санитарно-эпидемиологической обстановки, изучение восприимчивости местного населения к возбудителям особо опасных инфекций, реагирование на вспышки инфекционных заболеваний, изучение трансграничного распространения инфекций.

Цели, исполнители и программы

По оценкам министерства обороны Российской Федерации, основными целями деятельности биологических программ США на постсоветском пространстве являются в том числе наращивание военно-биологического потенциала у границ геополитических противников; мониторинг эпидемиологической ситуации на местности, где размещены или планируются к размещению воинские контингенты ­НАТО; сбор штаммов особо опасных микроорганизмов, характерных для определенных территорий; создание биологических поражающих агентов, избирательно действующих на определенные этнические группы населения; проведение диверсионных операций, направленных на нанесение ущерба экономике (уничтожение поголовья скота, дискредитация продукции на мировых рынках и другие) и человеческому потенциалу стран противников в результате снижения иммунитета и способности к воспроизводству. 

Кроме того, задача подобных программ — усиление зависимости геополитических противников (в первую очередь России, КНР и Ирана) от продукции западной фармацевтической индустрии с целью разработки лекарственных препаратов от заболеваний, искусственно синтезированных или модифицированных с помощью сети лабораторий; создание средств биологической защиты, специфичных в отношении возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний.

Организация работы и функционирование биолабораторий осуществляется при участии ассоциации биологической безопасности Центральной Азии и Кавказа, института медицинских исследований инфекционных болезней армии США, агентства по сокращению военной угрозы (DTRA — подразделение Пентагона), фонда гражданских исследований и развития США, международного научно-технического центра (контролируется Госдепартаментом).

В американских проектах биологической направленности также принимают участие корпорации, объединенные в Альянс за биобезопасность и являющиеся частью т.н. «Большой аптеки» (Big Pharma). 

У руля эпидемий

В рамках реализации программ ­СВЕР и CTRP с 2007 года Вашингтоном осуществляется строительство новых и модернизация существующих т.н. центральных референс-лабораторий (ЦРЛ) на территории стран бывшего ­СССР.

Их создание и модернизация осуществляется на основании подписанных в начале 1990-х годов после распада ­СССР общих соглашений «о разоружении» и позднее — в 2000-х годах — конкретных двусторонних соглашений «о сотрудничестве».  

Создаваемые «референс-лаборатории» относятся к классу «центральных референс-лабораторий» с третьим и четвертым уровнем биологической безопасности (BSL3 и BSL4 согласно классификации Всемирной организации здравоохранения), позволяющим идентифицировать, хранить и проводить исследования вирусов и патогенных агентов высокой степени опасности.
Возможности действующих на постсоветском пространстве биолабораторий позволяют американским специалистам проводить полный спектр исследований с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, против которых отсутствуют специфические средства лечения и профилактики. Об этом, в частности, свидетельствуют факты заболеваний и гибели людей от нетипичных инфекций на прилегающей к биолабораториям территориях.
На территории государств — участников СНГ Пентагоном реализуется широкомасштабная программа сбора и вывоза, в т.ч. нелегального, за границу информации об особенностях геномной структуры населения постсоветских стран, образцов биологического материала, а также создание за рубежом биобанков. Так, в России в рамках проекта «Дженографик» американскими компаниями осуществлялся сбор биологического материала «моноэтносов» Северного Кавказа, Дальнего Востока и Уральского региона.
Указанное может свидетельствовать о проведении на базе ЦРЛ углубленных исследований по получению патогенных микроорганизмов, устойчивых к внешним условиям и лекарственным средствам, способных избирательно действовать на различные этнические группы людей. 
Кроме того, использование патогенов позволяет оказывать влияние на экономический потенциал государств (в частности, животноводство), управлять локальными и тотальными эпидемиями в определенной стране. 


Ключевыми программами США, призванными обеспечить проведение научно-исследовательских работ биологической направленности, являются:

♦ программа совместного уменьшения угрозы (CTRP). Она разработана под руководством США и направлена на обеспечение контроля над специалистами, которые потенциально могут быть задействованы в разработке бактериологического оружия, а также на предотвращение распространения исследований, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы для создания биологического оружия массового поражения;

♦ биологическая программа совместного участия (­СВЕР). Предполагает создание на территории стран СНГ систем реагирования на вспышки инфекционных заболеваний, представляющих собой комплекс исследовательских лабораторий, ветеринарных институтов и лечебных учреждений на национальном и региональном уровнях.



Данные ЦРЛ образуют сеть автоматизированных научно-исследовательских центров с развитой системой обмена исследовательскими данными, уникальными коллекциями патогенов, методиками, технологическими процессами, научными кадрами и т.д., а финансирование их деятельности осуществляется за счет средств американского агентства DTRA. Проводимые в них за счет грантовых программ исследования служат основой для реализации следующих задач:

♦ контроль санитарно-эпидемической обстановки в республиках бывшего ­СССР и проводимых в них работ с патогенными микроорганизмами;

♦ сбор данных об инфекционной заболеваемости и вывоз национальных коллекций со штаммами патогенных микроорганизмов, способных бороться с действием вакцин и обладающих устойчивостью к антибиотикам;

♦ обобщение и систематизация сведений о собранных на территории микроорганизмах для создания нового поколения высокоэффективных наступательных биологических вооружений.

Опасная паутина

На территории СНГ при непосредственном участии и руководстве Вашингтона созданы бактериологические центры, оснащенные современным оборудованием, которые позволяют проводить исследования с возбудителями наиболее опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений.


АРМЕНИЯ

Взаимодействие Армении с США в области установления контроля над распространением биологического оружия и его компонентов ведется страной с середины 90-х годов. 
К 2018 году американские подрядчики (компания Black&Veatch) создали целую сеть биолабораторий в стране. Три из них, центральные, находятся в Ереване — в Центре по контролю и профилактике заболеваний, в Госслужбе безопасности пищевых продуктов и в инфекционной клинической больнице «Норк». Региональные лаборатории действуют в Иджеване, Гюмри, Мартуни и Ванадзоре.
Декларируемой целью двустороннего сотрудничества с США заявляется диагностирование опасных патогенов и создание эффективной защиты от них, сведение к минимуму риска возникновения вспышек пандемии. Вместе с тем выделение США финансовых средств на создание биолабораторий в Армении указывает на двойное назначение этих объектов.

В частности, персонал данных объектов, состоящий исключительно из граждан США, обладает дипломатическим иммунитетом, а представители армянского здравоохранения прямого доступа к проводимым исследованиям не имеют. Кроме того, количество сотрудников лабораторий (от 50 до 250 человек) превышает численность персонала, необходимого для обслуживания автоматизированных гражданских лабораторий с заявленными целями.

ГРУЗИЯ

В 2002 году Грузия подписала соглашение с США «О сотрудничестве в области технологий и патогенов, связанных с созданием биологического оружия, и нераспространении информации в данной сфере», положив начало взаимодействию двух государств в области биобезопасности.

С 2011 года в поселке Алексеевка (пригород Тбилиси) начала полномасштабную работу ЦРЛ «Центр исследования общественного здоровья им. Ричарда Лугара». Всего в стране действует 10 лабораторий и работает ряд подконтрольных Пентагону биологических объектов.

В 2014 году после оснащения центра Р. Лугара специальным оборудованием по разведению насекомых началась реализация проекта «Повышение осведомленности о баркодировании песчаных мух в Грузии и на Кавказе» по изучению данных насекомых и тестированию уровня их инфекционности. 
Уже через год после начала исследований от жителей Тбилиси и граничащего с Грузией российского Дагестана начали поступать сообщения о появлении мух, похожих на песчаных, укус которых вызывал сильное высыпание. Наряду с этим в 2014—2015 гг. в Грузии впервые обнаружен нетипичный для данной местности тропический комар — носитель желтой лихорадки, острой тропической лихорадки и вируса Зика. 
Летом 2018 года, после начала реализации программы «Насекомые-союзники» (2016 г.), группа российских туристов вернулась из Грузии в тяжелом состоянии из-за острой кишечной инфекции. Изучив возбудитель заболевания, российские специалисты установили, что такой вариант патогена не представлен среди известных данных и мог быть выведен искусственным путем, а заражение туристов произошло от укусов уже инфицированных насекомых.
Российскими официальными лицами неоднократно предъявлялись претензии Тбилиси и Вашингтону в связи с деятельностью лаборатории Лугара и возможными разработками на ее базе биологического оружия. 
Наиболее остро вопрос был поднят в сентябре 2018 года, после того как бывший министр государственной безопасности Грузии И. Гиоргадзе (1993—1995 гг.) распространил заявление о наличии у него документации, подтверждающей предположения о разработке в лаборатории Лугара биологического оружия, а также о проведении на ее территории опытов на живых людях с целью испытания такого оружия. 
В качестве доказательства приведены данные о скоропостижной гибели от лечения гепатита С 30 человек в декабре 2015 года, а также 30 и 13 человек — в апреле и августе 2016 года соответственно.
Грузинская сторона в ноябре 2018 г. организовала посещение центра Лугара для 23 делегатов из 17 стран, которые не нашли нарушений в деятельности лаборатории и не подтвердили разработку биологического оружия. Вместе с тем эксперты констатировали, что они не были допущены во все помещения (грузинская сторона аргументировала это целями безопасности). Именно в этих помещениях работают исключительно американские специалисты, а сотрудники из числа грузинских граждан в данную зону не допускаются. 

ЦРЛ «Центр исследования общественного здоровья им. Ричарда Лугара» в Грузии.

КАЗАХСТАН

Между Казахстаном и США с 1992 года также действует соглашение по Биологической программе совместного участия (Cooperative Biological Engagement Program, CWEP), реализуется программа Нанна — Лугара.
С 2016 года в Алматы действует центральная референс-лаборатория, в которой работают специалисты здравоохранения, сельского хозяйства, образования и науки.
В 2020 году американской стороной завершена техническая поддержка и обучение местных специалистов. Заявляется, что основное назначение ЦРЛ — повышение технологических и методических возможностей контроля особо опасных инфекций и проведение исследований по предотвращению массовых эпидемий на территории страны. Вместе с тем, по мнению российской стороны и отдельных казахстанских экспертов, ЦРЛ представляет собой объект двойного назначения и может использоваться США для военных биологических разработок.

Центральная референс-лаборатория в Казахстане.

КЫРГЫЗСТАН

До 2011 года в Кыргызстане действовала программа глобального партнерства правительства Канады по усилению биологической безопасности и снижению угрозы биологического терроризма. При этом, по мнению экспертов, канадское «посредничество» использовалось Госдепартаментом США и Пентагоном для реализации в Кыргызстане собственных военно-политических целей. В 2012 году в связи с массовыми протестами населения была закрыта национальная биологическая лаборатория третьего уровня биобезопасности в зеленой зоне Бишкека (Ботанический сад Академии наук Кыргызстана).

Тем не менее в 2011 году в стране начата реализация альтернативного проекта в области микробиологических исследований.  

МОЛДОВА

В Молдове Центральная референс-лаборатория в Кишиневе осуществляет деятельность с 2008 года и была открыта при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Предупреждение ВИЧ/­СПИД и гепатитов В, С». 
При этом необходимость открытия лаборатории мотивировалась наличием более 500 тыс. граждан, зараженных гепатитами В и С, а также более 4,7 тыс. ВИЧ-инфицированных.
Несмотря на периодическое появление в молдавских масс-медиа материалов о деятельности министерства обороны США в контексте открытия и деятельности биологических лабораторий, официальные власти категорически отвергают какое-либо участие в проектах военно-биологического характера на территории страны. 

УЗБЕКИСТАН

В Узбекистане осуществляют деятельность около 10 биолабораторий, открытых при содействии центра по контролю и профилактике заболеваний и при финансовой поддержке USAID. В 2007 году при участии посольства США в Узбекистане в числе одной из первых была открыта центральная референс-лаборатория. В 2011 году DTRA оплатило строительство и открытие двух диагностических лабораторий второго уровня биологической безопасности в Андижане и Фергане. В 2015 году USAID передало Узбекистану современную лабораторию ­«Инвитро» (первая в стране лаборатория косточковых и семечковых фруктов). Наряду с этим на базе НИИ садоводства и виноделия им. академика М. Мирзаева в Ташкенте функционирует лаборатория тканевых культур (общая стоимость поставленного оборудования — около 300 тыс. долларов США).

УКРАИНА

В Украине центральные референс-лаборатории открыты в 12 городах и действуют под фактическим управлением американских компаний Black&Veatch и Metabiota. Наряду с этим в Украине работает «Международный институт ВИЧ, ­СПИДа и туберкулеза» под руководством американского военного специалиста по вирусам Э. Перлмана.
С началом реализации данных проектов в стране участились вспышки кори, гепатита, туберкулеза, бешенства и других инфекционных заболеваний среди населения. Только в 2017 году от инфекций пострадали десятки тысяч украинцев.
Массовость заболевания и смертность объясняется скоростью распространения вирусов, обладающих высокой вирулентностью. В рамках изучения ЦРЛ воздействия вирусов и бактерий на генофонд животных и растений в Украине проводятся исследования по адаптации возбудителей инфекционных заболеваний, нетипичных для данной территории, к местным условиям. Вследствие этого на птицефермах и животноводческих комплексах периодически вспыхивают эпидемии птичьего гриппа и африканской чумы свиней, экономические последствия от которых составляют десятки миллионов долларов США. 

Референс-лаборатория в Одессе, Украина.
   Примеры работы референс-лабораторий есть также в Азербайджане и Таджикистане.


Биологические лаборатории США на постсоветском пространстве и в странах третьего мира.

В связи с близким расположением отдельных объектов для проведения биологических исследований и разработок к границам Республики Беларусь результаты их деятельности несут в себе следующие угрозообразующие факторы:

♦ создание лабораторной инфраструктуры, обладающей потенциалом для подготовки биологических диверсий;

♦ возможность использования патогенных микроорганизмов и токсинов, хранящихся в референс-лабораториях соседних государств в военных и, особенно, террористических целях;

♦ ухудшение санитарно-эпидемической, эпизоотической и фитосанитарной обстановки в районах дислокации биологических лабораторий;

♦ появление непредвиденных и чрезвычайных инфекций, имеющих потенциал быстрого и неконтролируемого распространения;

♦ неправомерное использование научно-технических достижений в области биологии;

♦ продвижение генно-модифицированных организмов и содержащих их продуктов с неизученным влиянием на организм людей, животных, сельскохозяйственных растений;

♦ взаимопроникновение и связь международных организаций, занимающихся проблемами биобезопасности и международного здравоохранения, с неправительственными и некоммерческими организациями, контролируемыми группами государств или одной страной (США);

♦ размывание международной системы договоров (­КБТО, резолюция СБ ООН 1540 и др.) и создание параллельных механизмов контроля за развитием биотехнологий.


Вирус в мундире

Таким образом, министерством обороны США в странах СНГ с 2008 года построены и реконструированы не менее двух десятков лабораторий различного уровня биобезопасности. Данные объекты работают под управлением американских военных специалистов и осуществляют сбор, первичный анализ и переправку в США биопроб на подконтрольных территориях. Основные усилия при этом направлены на изучение возбудителей природно-очаговых и высокопатогенных инфекций, их природных резервуаров и переносчиков, иммунитета проживающего в этих регионах населения и сельскохозяйственных животных к возбудителям Конго-Крымской геморрагической лихорадки, лихорадок Западного Нила, денге, клещевого энцефалита, оспы, мелиоидоза, боррелиоза, африканской чумы свиней и других инфекций. Особый интерес придается имеющимся коллекциям патогенных микроорганизмов, позволяющим проследить эволюцию патогенов на конкретных территориях. 
В результате деятельности США на постсоветском пространстве создана сеть исследовательских биологических центров, по сути, являющихся инструментами для реализации военно-биологических программ. В рамках данных проектов на территории третьих стран осуществляется создание образцов опасных вирусов избирательного воздействия.

Что предпринять?

С учетом значимости данных рисков, а также актуальности вопросов, связанных с пандемией COVID-19 в мире, представляется целесообразным расширить существующий формат обеспечения биологической безопасности, придать данному процессу более комплексный, скоординированный и упреждающий характер. 
Актуальным представляется переосмысление существующей системы мониторинга опасных заболеваний, четкое обеспечение ее обратной связи с сектором научных разработок, создающим средства диагностики, вакцины и иные препараты в отечественных условиях. В связи с этим вопросы обеспечения биологической безопасности целесообразно выделить в качестве отдельной сферы национальной безопасности Республики Беларусь, а изложенные в статье ключевые аспекты должны найти свое отражение в обновленной редакции Концепции национальной безопасности.
Кроме этого, целесообразно продолжить реализацию согласованного механизма нейтрализации угроз распространения биологического оружия, закрепленного в Стратегии ­ОДКБ на период до 2025 года и предусматривающего разработку правовой базы по запрету деятельности центров биологических исследований, финансируемых США в странах ­ОДКБ, создание органов и механизмов проверок с участием стран — членов ­ОДКБ для объектов, финансируемых США, а также разработку правовых и практических механизмов по противодействию биологическим угрозам в рамках ­ОДКБ.



Возможными дополнительными направлениями международного сотрудничества по указанной проблематике (прежде всего в рамках СНГ и ­ОДКБ) может стать:

♦ расширение взаимодействия по обмену информацией, технологиями оценки и прогнозирования развития биологических рисков и угроз в рамках международных объединений ­ЕАЭС, ­ОДКБ и др.;

♦ поддержка в рамках ООН инициативы Российской Федерации по возобновлению переговоров по принятию обязывающего протокола о механизмах мониторинга и контроля в рамках ­КБТО на территории государств-участников СНГ;

♦ разработка и продвижение на площадке ­КБТО инициатив, направленных на укрепление правового режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, включая практические шаги по мерам укрепления доверия;

♦ обеспечение эпизоотического и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории государств — участников СНГ (­ОДКБ).

Александр СУББОТИН, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, доктор биологических наук.

Владимир АРЧАКОВ, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, кандидат юридических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter