Угроза «коричневой революции»

Если мы попробуем бороться с националистическим экстремизмом, который, увы, набирает силу в нашем обществе, только репрессивными мерами или переводя поляризацию общества по лагерям — «антифашисты»/«фашисты», — мы только загоним болезнь внутрь, подточим основы гражданского согласия, углубим и без того опасную бездну идейного вакуума, в котором оказалось наше общество...
Если мы попробуем бороться с националистическим экстремизмом, который, увы, набирает силу в нашем обществе, только репрессивными мерами или переводя поляризацию общества по лагерям — «антифашисты»/«фашисты», — мы только загоним болезнь внутрь, подточим основы гражданского согласия, углубим и без того опасную бездну идейного вакуума, в котором оказалось наше общество. Без идеологии, без национальной политики и без определенности в вопросе содержания таких понятий, как «нация», «народ», «государство», «суверенитет», «гражданское общество», «федерализм», Россия дальше развиваться не сможет. Тем более что неуклонно приближается дата 2007 — 2008 годов, когда власти предстоит выдержать серьезное испытание. Вопрос встанет о преемственности курса, а раз так, то народ потребует предъявить ему этот курс — в понятных и недвусмысленных терминах. А это значит, что вопрос о национальной политике будет поставлен ребром.

В такой ситуации, безусловно, поднимет голову и крайний экстремистский национализм, «национализм ненависти». Те внешние (да и некоторые внутренние) силы, которые ненавидят даже намеки на национальное возрождение России, на укрепление державности, на возврат нас на ведущие позиции в мире, не преминут воспользоваться этим явлением для достижения разрушительных, провокационных целей. Это особенно опасно, поскольку сегодня всем очевидно, что «оранжевой революции» с опорой на либерально–демократическую оппозицию в ближайшие годы явно не получится. Популярность западнических ультралиберальных идей в современной России сегодня близка к нулю, и на этой идейной основе никого мобилизовать невозможно.

А вот бытовая ксенофобия, напротив, чрезвычайно распространена. На этой почве расцветают гнилые цветы шовинизма, расизма и политического экстремизма. Совершенно очевидно, что спонсоры всех «оранжевых революций» в СНГ уже сделали и будут делать с еще большим напором ставку на «национализм ненависти». И это означает, что вместо заведомо обреченной на провал «оранжевой революции» кое–кто попытается реализовать сценарий «революции коричневой». И вот тут провокаторы, увы, найдут гораздо больше горючего материала.

Стоит только поспособствовать организации серии провокаций с использованием национального фактора, и общество может зажечься в одночасье. Оно и так обильно полито бензином бытовых фобий, помноженных на идеологический вакуум и чувство исторической горечи. Достаточно только инсценировать какое–то вопиющее преступление с национальным подтекстом, и дело легко может дойти до погрома. Как на русских территориях, в столицах и крупных городах, так и в национальных республиках и анклавах. Судя по ряду признаков — например, улучшение качества глянцевых изданий расистской и шовинистической направленности, взлет финансового состояния экстремистских групп, повышенное внимание, уделяемое косвенной пропаганде лидеров и политиков, исповедующих «национализм ненависти», и т.д., — работа в этом направлении определенными силами ведется довольно активно.

И самое страшное, что некоторые фигуры в нынешней власти России, не осознавая риска для страны, могут соблазниться использовать этот фактор для того, чтобы решить какие–то свои частные корпоративные или групповые вопросы в процессе передачи власти. Подоплека истории с партией «Родина», а также с рядом других радикально–националистических движений и группировок явно указывает именно на такие попытки. Это игра с огнем. Или даже с ядерной бомбой.

«Коричневая революция» в России гораздо более вероятна, нежели «оранжевая», и заигрывать с этими силами — значит выступить против интересов государства, русского народа и других народов России.

Однако не следует заблуждаться: простым подавлением, запретами, «антифашизмом», публикацией «черных списков», куда наряду с настоящими отщепенцами сплошь и рядом заносятся вполне нейтральные деятели по принципу личной вражды или антипатии составителей списков, с джинном национализма справиться невозможно. Одержать победу над болезненным, разрушительным и провокационным национализмом может только национализм здоровый, созидательный и жизнеутверждающий. Национализм любви, соучастия и взаимного уважения различных наций, религий и культур.

Москва.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter