Приграничье накладывает отпечаток на работу отделения уголовного розыска Верхнедвинского РОВД

УГРОза для воров

«ВСЕМ стоять! Уголовный розыск! Лицом к стене!» Эти команды то и дело раздаются с экранов телевизоров в детективах, где бесстрашные опера задерживают опасных рецидивистов. С легкой руки братьев Вайнеров, описавших «Черную кошку» в книге «Эра милосердия», и фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя» такая служба представляется иным как героико-романтическое приключение. Однако в повседневной работе отделения уголовного розыска Верхнедвинского РОВД сериальный ореол отступает на второй план перед тяжелыми буднями. Кражи, грабежи, контрабанда, бытовые преступления на почве алкоголизма, хулиганства… Да, и такие преступления в районе, где преобладают сельчане, случаются. Подобные дела требуют скрупулезного разбора, ведь порой следы злоумышленников ведут в соседние Россию и Латвию. 

Павел ЛЕМЕШЕВСКИЙ опрашивает заявителя.

В КАБИНЕТЕ сотрудников уголовного розыска Верхнедвинского РОВД ничего лишнего — рабочие зоны, сейфы и целые стопки подшитых дел. За компьютерами молодые сотрудники Павел Лемешевский и Александр Тихонов, которые после учебы в Академии МВД в прошлом году направлены по распределению в райотдел. Павел занят систематизацией показаний свидетелей по краже древесины в лесхозе, Александр разбирает правонарушение в виртуальном пространстве — хакерский взлом аккаунта. 

Аналитическая работа, считай, основная в деле оперативников. Чтобы выстроить в голове картинку произошедшего, порой нужно опросить с десяток свидетелей, детально изучить материалы преступления, знать «неблагонадежный» контингент территории. Именно поэтому у каждого из оперуполномоченных свои обязанности: Виктор Гарбуз специализируется на розыске пропавших людей, а между Андреем Зубором, Алексеем Коновальченко, Павлом Лемешевским и Александром Тихоновым разделены девять сельсоветов и сам Верхнедвинск. Во всем, что случается в зонах обслуживания, разбирается отдельный сотрудник, который и выезжает на местность. 

Зацепкой для изобличения правонарушения могут стать оперативные сводки —  попадается знакомый «почерк». Начальник отделения уголовного розыска Верхнедвинского РОВД майор милиции Валерий КРУКЛИНСКИЙ (на снимке) такие случаи припоминает:

— Недавно в агрогородке Борковичи у пожилой пары украли пенсию. Злоумышленник прикинулся работником военкомата, вошел в дом супругов и под разными предлогами стал склонять хозяина, участника войны, оплатить вымышленный взнос. Уверял — пенсионеру будут положены скидки. Сельчанин полез в открытку, где и хранились семейные сбережения. А воришка заприметил это, заговорил доверчивых жильцов, вывел их на улицу, а позже забежал в дом и украл деньги. Через несколько дней в оперативной сводке в Новополоцке появилось похожее преступление. Только деньги здесь выманивал работник соцслужбы. Поняли — наш «клиент». Вместе с новополоцкими коллегами вышли на след жулика. Выяснилось, что он успел наследить и на территории Ушачей.

Кстати, нередко аферисты кочуют по так называемому полоцкому кусту. Скрываются и в других государствах: если в Латвию попасть не так просто, то в Россию — пожалуйста. Отсутствие границы как таковой накладывает отпечаток на специфику преступлений: встречаются случаи контрабанды сигарет, мяса, металла, спирта. Именно поэтому верхнедвинские оперативники тесно сотрудничают с соседним Себежским межрайонным отделом полиции России. 

ЕЩЕ одна особенность района — преобладание сельского населения. А посему у тех же краж, наиболее распространенного вида преступлений, свой «колорит». В прошлом году, например, в милицию обратился сельчанин из деревни Заточье с необычным заявлением — умыкнули лошадь. Причем не его, а арендованную на местной ферме на время заготовки сена. На ночь сельчанин навязал животное в поле рядом с домом, а когда проснулся — ни цепи, ни лошади. Походил пару дней, но «пропажу» так и не отыскал. Как найти концы? Оперативникам понадобилось раскрутить настоящий запутанный клубок. 

Местные жители порадовали бдительностью: приметили подозрительную машину, которая на лафете перевозила лошадь белой масти. Внимательные сельчане даже записали номер автомобиля. Сотрудники угро вышли на хозяев транспортного средства из Слуцка. Коллизия в том, что животное им продал житель Миор. На допросе оперативникам открылась интересная картина: миорчанин не виноват, сам купил краденую лошадь. На сделку того подбил сельчанин из верхнедвинского Леонишено, который сам раньше жил в Заточье. Дело было так: вечером он возвращался домой из райцентра, вышел на железнодорожной станции Свольно и решил пройтись через Заточье. Там и  увидел «бесхозное» животное. Почему бы не подъехать? Оседлал лошадку и помчался. Сперва навязал в одном месте, спустя неделю перевел на другое. Позже нашел покупателя на живой товар. 

Однако оперативно распутать подобные преступления не всегда просто. В районе много деревень, в основном Освейского и Бигосовского сельсоветов, где сельские домики используются как дачи. Хозяева их то в Полоцке, то в соседних России и Латвии. Поэтому наведываются на малую родину всего несколько раз в год. Присмотра за жилищем нет, оттого частные владения, как красная тряпка для быка. Асоциальным лицам ничего не стоит прийти и украсть домашнюю утварь. А вот вычислить вора сложно: пока хозяева увидят пропажу, проходит порой несколько месяцев. К примеру, в деревне Чурилово на границе с Латвией кражи совершались в период с сентября 2016-го по август 2017 года. Хозяева приезжают, а дом «обчищен» вплоть до проводки… 

Несколько лет назад оперативники раскрыли курьезное преступление. В приграничном агрогородке Бигосово сельчанка заметила, что из дома пропали продукты и одежда супруга. В этот же день в деревне Казаки из сарая умыкнули мопед. Случаи оказались связаны между собой. Новополоцкая госавтоинспекция остановила странного парня, который наворачивал круги на мопеде, по описанию похожем на украденный. Горе-водителя доставили в Верхнедвинский РОВД. Допрос поверг оперативников в ступор. Парень оказался из Амурской области России. Чтобы не идти в армию, он прятался в лесу, но местный сотрудник полиции в конце концов привел его в военкомат. Новобранец попал в одну из подмосковных частей, но позже оттуда убежал. В ближайшем дачном поселке переоделся, поел и побрел до железнодорожной станции. На первом подъехавшем поезде, груженном углем, красовалась надпись «Амур». Решив, что состав двигается прямиком к дому, парень забрался в товарняк. В итоге вместо заветной родины попал в латвийскую Краславу. Когда понял, что с пунктом назначения ошибся, на сцепке другого поезда приехал в Беларусь — в верхнедвинское Бигосово. Но как воришка оказался в Новополоцке? Хотел доехать до Полоцка, украл мопед, а дороги толком не знал, вот и запутался на кольце, чем привлек внимание ГАИ.  

НАЧАЛЬНИК отделения уголовного розыска Валерий Круклинский мог бы написать книгу об ограблениях, убийствах, психологии преступного элемента. Главы о причинах злодеяний наверняка повторили бы названия семи смертных грехов: от тщеславия и алчности до лени и зависти. Правда, в этом списке много банальных пьяных разборок. Впрочем, не все так просто — на раскрытие одной из них оперативникам понадобилось больше десяти лет. 

Еще в 2003-м в реке Дрисе, около деревни Княжицы, рыбаки выловили труп. Шнуром от утюга у человека были связаны ноги. Эксперты заключили, что умер тот не от утопления, а от удара по голове. Личность погибшего долго не могли установить.  Выяснилось, что убитый родом из Новополоцка. Почему его никто не разыскивал? С женой развелся, родителей не было. Позже милиционерам удалось узнать о круге общения новополотчанина. Получили информацию, что он приезжал в деревню Борковичи на поминки. Там произошел конфликт, завязалась драка. Его избили и, чтобы сокрыть преступление, связали и выбросили в реку… 

А деревню Великое Село несколько лет назад тоже потрясло страшное убийство. Местный сельчанин в своем доме зарубил топором друга. В пьяном угаре собутыльники что-то не поделили, один из них схватил орудие труда и нанес больше десяти ударов. Труп расчленил и на санях вывез в Освейское озеро.

Как раскрываются подобные преступления? Существует определенная схема. Оперативник должен решить пять вопросов: что, где, когда, почему, с какой целью? Ответы на них приходят различными путями: экспертиза, оперативная информация, свидетели... 

Еще герой культового фильма Глеб Жеглов говорил: в любом, даже самом запутанном деле найдется человечек, который что-то видел или что-то знает. Бывает, что на мелкие улики обращают внимание сами заявители. 

Над выпуском работали:

Татьяна БИЗЮК, «СГ», bizyk@sb.by

Сотрудники Управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Елизавета БЕЦКО.

Фото Татьяны БИЗЮК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter