Уго Чавес – борец и победитель

3 декабря в одной из богатейших нефтедобывающих стран Латинской Америки Венесуэле состоятся президентские выборы

3 декабря в одной из богатейших нефтедобывающих стран Латинской Америки Венесуэле состоятся президентские выборы. Как заявил, выступая перед избирателями, ее лидер: «В нашей стране есть только два кандидата – Уго Чавес и Джордж-«дьявол» Буш. Венесуэльцы должны решить: или мы останемся независимой республикой, или же опять превратимся в американскую колонию». И хотя оппозиция, как выразился Чавес, эти «лакеи империализма», надеется свергнуть его, он убежден, что народ Венесуэлы проголосует за своего президента. И для этой убежденности есть все основания.

Первый раз подполковник воздушно-парашютных войск Венесуэлы Уго Чавес стал президентом в 1998 году. Через два года после внесения изменений в Конституцию народ Венесуэлы вновь проголосовал за своего президента. Но независимая политика, и прежде всего та «нефтяная дипломатия», которую проводил Чавес как внутри страны, возвращая под контроль государства нефтяные компании, так и  политика, которую он проводил в ОПЕК, не всем пришлась по душе. «Стоимость барреля нефти не может быть ниже барреля шампуня или кока-колы», — заявлял венесуэльский президент. Затронув слишком большие финансовые, экономические и, в конце концов, политические интересы, он неминуемо должен был получить удар. И тот не заставил себя ждать. 

11 апреля 2002 года оппозиция при поддержке городской полиции двинулась на президентский дворец Мирафлорес. Одновременно несколько изменивших своей присяге генералов выступили по оппозиционным телеканалам с призывом к президенту уйти в отставку. Чавес, чтобы выиграть время и не допустить кровопролития, согласился на переговоры с мятежниками. 

Тогдашний венесуэльский кардинал-иезуит предложил провести их в своем доме, гарантируя Чавесу безопасность. И тот согласился. Однако это «безопасное место» оказалось ловушкой. Президента арестовали и отправили в форт Тьюна, что в пригороде Каракаса. Здесь от него попытались добиться отречения, в противном случае угрожали убить. 

Но Чавес не отрекся. Тогда его перевезли на один из островов в Карибском море, а народу было объявлено о «состоявшемся отречении президента». Тут же оппозиционный лидер, руководитель «профсоюза олигархов» Педро Кармона в присутствии предателей-генералов принимает присягу. Белый дом, не скрывая своей радости, сообщает, что в «Венесуэле произошла мирная революция» и единственный признает нового «президента». 

Однако, когда, по выражению Чавеса, в Вашингтоне в честь победы над ним пили «шампань», народ Венесуэлы вышел на улицы в защиту своего президента. И хотя против демонстрантов было применено оружие, а в Каракасе — даже тяжелое, миллионы людей требовали: «Верните нашего президента!»  

Тогда был отдан приказ убить Чавеса. Однако охранявшие его военные заявили, что «убьют любого, кто приблизится к президенту». В это время генерал Агилар уже выслал вертолеты с десантниками, чтобы освободить Чавеса. Другой верный ему солдат адмирал Монтойа окружил остров, недалеко от которого был замечен американский эсминец, целой эскадрой военных кораблей. 

Через несколько часов Чавес уже приземлился у дворца Мирафлорес. А оппозиционера Кармону, который пробыл у власти менее суток, спасло от суда Линча  разгневанного народа только личное вмешательство Уго Чавеса. 

Надо сказать, что в возвращении законно избранного президента Венесуэлы к власти сыграла свою роль созданное в 1986 году странами Латинской Америки новое объединение, получившее название Постоянный механизм политических консультаций и координации, известное также, как «Группа Рио». В принятой ими хартии есть пункт о том, что в случае незаконного свержения демократической власти в какой-либо из 19 стран, входящих на тот момент в эту организацию, все другие ее члены предпринимают меры для восстановления в ней конституционного порядка. И когда в Вашингтоне радовались свержению Чавеса, страны «Группы Рио» не только высказали поддержку венесуэльскому президенту, осудив переворот, но, воспользовавшись демократической хартией, заявили, что прерывают все связи с Венесуэлой и закрывают все ее счета в региональных банках, пока к власти не вернется законно избранный президент. 

Этот переворот и особенно солидарность стран Латинской Америки многому научили Чавеса. Он пустил получаемые от дорожавшей нефти деньги не только на развитие собственной страны, улучшение жизни народа, но и помог другим государствам, не обладающим этими природными ресурсами. 

Венесуэла начала проводить политику солидарности с соседними странами, которых подорожание нефти вело к банкротству. Сначала было заключено соглашение под названием «Петракариба», которое позволяло небольшим странам Карибского бассейна закупать нефть на льготных условиях оплаты. Затем такие же соглашения были заключены с другими странами Латинской Америки, что позволяло им избежать кризиса, вызванного резким повышением цен. 

Более того, в пику богатейшим американским нефтяным гигантам, Венесуэла начала осуществлять программу по льготному обеспечению тепла в домах американцев с низким доходом. Партии  дешевого мазута, топливо по ценам на 40 процентов ниже мировых поставляются в Нью-Йорк, Массачусетс (оплот семейства Кеннеди) и ряд других американских штатов. Чавес публично заявил, что Венесуэла помогает беднейшим слоям населения, интересы которых игнорирует официальный Вашингтон. 

Не меньшим вызовом администрации Белого дома стало и решение Чавеса поставлять нефть 53 никарагуанским муниципальным объединениям, которые в тот момент возглавляли представители оппозиционного Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), за 60 процентов ее рыночной стоимости. Соответствующее соглашение еще в апреле этого года в Каракасе подписал президент Венесуэлы Уго Чавес и лидер СФНО Даниэль Артега. И то, что он месяц назад легальным путем стал президентом Никарагуа, является в какой-то мере и результатом «нефтяной поддержки» Чавеса. 

В противовес американскому плану зоны свободной торговли НАФТА, призванной обслуживать интересы прежде всего США, Чавес инициировал создание программы АЛБА – программы взаимного сотрудничества. В рамках ее Венесуэла помогла Аргентине выйти из тяжелейшего кризиса, выкупив значительную часть ее внешнего долга, тем самым освободив эту страну от диктата МВФ. 

После победы на президентских выборах в Боливии индейца Эво Моралеса Уго Чавес не только лично поздравил того с решением поставить под госконтроль нефтяную промышленность своей страны, но и выступил с ним за прямую международную торговлю нефтью, а не через контролируемые транснациональными центрами биржи, что ведет к еще большему завышению цен на энергоресурсы. Аналогичные шаги затем предпринял Иран, который поддержал действие этих двух латиноамериканских стран на мировом рынке энергоресурсов. 

Отдельно надо сказать о визите в июле этого года Уго Чавеса в нашу республику. Главным итогом ее стала совместная белорусско-венесуэльская декларация. Кроме того, были заключены три межправительственных соглашения и три межотраслевых меморандума, закрепляющих договоренности двух государств о взаимодействии в сфере политических консультаций, в области науки, технологий и инноваций, в энергетике, нефтехимии и сельском хозяйстве. 

После этого, прибыв в Москву, Чавес подтвердил намерение своего правительства закупить российские боевые самолеты СУ-30 и СУ-35 для обороны морского, наземного и воздушного пространства страны. Вызвано это было отказом США поставить запасные части к американским самолетам F-16, приобретенным более 20 лет назад. До этого Венесуэла закупила у России 100 тысяч автоматов Калашникова АК-103 на сумму свыше 50 млн. долларов, что также вызвало гнев Вашингтона. 

Теперь, возвращаясь к фразе «Буш-дьявол»... Она прозвучала в сентябре этого года во время семиминутного выступления Чавеса с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Дословно она звучала так: «Вчера сюда приходил дьявол. Прямо сюда. И стол, напротив которого я стою, до сих пор пахнет серой, — сказав это, президент Венесуэлы перекрестился и, сложив руки, как на молитве, продолжил: — Вчера, дамы и господа, с этой трибуны президент США, которого я называю дьяволом, говорил так, будто он владеет миром…» 

И когда Чавеса потом попрекнули, что нельзя так говорить о своем коллеге-президенте, он вполне резонно заметил: «Буш говорил обо мне еще хуже: тиран, диктатор-популист, наркоторговец, и это далеко не все. А я просто сказал людям правду, которую они должны знать о человеке, наделенном огромной властью». 

Но, видно, в Белом доме  не созрели, чтобы знать правду о себе. Все эти и многие другие действия венесуэльского лидера не могли не вызывать гнева стран Запада, и прежде всего США. Поддерживаемая ими венесуэльская оппозиция не раз еще пыталась сбросить Чавеса, заблокировать его работу. Но он при поддержке подавляющего большинства населения Венесуэлы выходил с честью из всех этих ситуаций. 

Так, в 2004 году оппозиция попыталась «законным» путем  устранить Уго Чавеса. Она инициирует референдум, чтобы «отозвать» президента. А затем путем подкупа, угроз и увольнения с работы венесуэльцев пыталась заставить проголосовать против Чавеса. Сильное международное давление оказывалось и на него самого. Мировой рынок нефти лихорадило. Но венесуэльский президент был уверен в своей победе: «Мое поражение на референдуме практически невозможно. Впрочем, если выиграет оппозиция, я приму результат, — заявил за несколько дней до голосования Чавес и тут же добавил: – Но народ, армия и нефтедобытчики никогда не примут правительство, сформированное из наймитов». 

И Чавес снова победил. Даже международные наблюдатели вынуждены были признать, что «референдум прошел вполне удовлетворительно, и его результат не вызывает сомнения». Присутствовавший на референдуме бывший президент США Джимми Картер заметил: «Я никогда не видел, чтобы столько людей хотели проголосовать». 

Оппозиция, как и ведется у этой публики, попыталась все-таки не признать итоги референдума. Она начала обвинять власти в подтасовке результатов (хотя во избежание этого прежде, чем опустить бюллетень в урну, венесуэльцы оставляли в специальной машине отпечатки своих пальцев) и, конечно же, ссылалась на данные проведенных ими exit-polls. Были даже подкуплены два из пяти членов Национального избирательного совета, которые, чтобы подлить масла в огонь, заявили, что не согласны с официальными результатами. Но главное, что не только большинство наблюдателей, в том числе и международных, но и подавляющее число граждан Венесуэлы признали результаты выборов, тем самым в очередной раз отстояв своего президента. 

Президентские выборы, которые пройдут в Венесуэле 3 декабря, будут далеко не простыми. Но народ Венесуэлы не сомневается в своей победе. За нее будут голосовать и народы всей Латинской Америки, для которых Чавес стал символом борьбы за независимость и справедливость. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter