Почему Валдис Пельш променял ТВ-шоу на серьезное документальное кино?

Угадай историю

На днях обсудить будущее документального кино в Минск съехались маститые российские телевизионщики. Звездный десант во главе с Кирой Прошутинской (отпраздновавшей здесь, кстати, свой 72–й день рождения), Леонидом Млечиным, Сергеем Майоровым и другими не менее именитыми гостями несколько дней заседал в жюри VII Международного фестиваля «ТЭФИ — Содружество», выбирая лучшие документальные работы телекомпаний из стран СНГ, а также Грузии и Прибалтики. На ТВ–огонек в Минск среди прочих заглянул и Валдис Пельш. Но какая, спросите вы, связь между известным телеведущим и документальным кино? Самая, ответим мы, прочная и основательная: дело в том, что уже несколько лет Валдис является генеральным директором ООО «ДокуМенталист» и колесит по всему миру, снимая свои невыдуманные истории. Сейчас в копилке Пельша–документалиста уже 6 масштабных лент. О них и поговорим.

— Валдис, для меня, как и для многих коллег–журналистов, стало открытием, что вы, оказывается, еще и документальные фильмы снимаете. Как и почему вдруг известный ведущий развлекательных программ так резко сменил направление теледеятельности?

— Хороший вопрос, я сам до сих пор, хотя прошло уже почти 5 лет, его периодически себе задаю. Я был самодостаточным ведущим, много лет «угадывал мелодию», вел «елки» и корпоративы... И как–то встретил в коридорах журналиста Дмитрия Хаустова, который начал рассказывать о том, как во время ремонта дачи известного советского летчика–испытателя Георгия Байдукова (а Дима, надо пояснить, супруг внучки Байдукова) обнаружил весь его архив. Я как человек, который увлекается историей русской авиации, архивом заинтересовался. И мы неожиданно для себя решили снять документальный фильм. Я, естественно, ничего не понимал в этом процессе, это был мой первый опыт. Написал сценарий, принес Эрнсту. А у него весь стол завален такими сценариями. Ну, думаю, не судьба, видно... И вдруг через 3 недели мне звонят из Русского географического общества: «Константин Львович сказал, у вас есть интересный сценарий. Приходите, обсудим». Что за дела? Начинаю выяснять. Оказывается, Первый канал — медиапартнер РГО. И вот на одной из встреч большой начальник из РГО обратился к Эрнсту: «Константин Львович, а что ж это мы партнеры, а вы о нас ничего не снимаете». И тут Эрнст очень кстати вспомнил о моей работе: «Секундочку! Да вот же буквально вчера Пельш прекрасный сценарий принес!» В итоге РГО выделило нам грант в 5 миллионов российских рублей на съемки этого фильма. А со временем я сам научился находить деньги у спонсоров. Пока получается.

— Научите и наших белорусских документалистов. Как заинтересовать потенциальных инвесторов? Что предлагать?

— Истории. Те, которые понятны другим людям. В этих историях обязательно должны быть фактура, драматургия. Вообще, мне всегда важно, чтобы зритель не хвалил наш фильм, а говорил: «Ого, вот этого я не знал». Или «Ничего себе, вот этот момент стал для меня открытием». Хотя порой случается так, что те истории, которые мне кажутся просто «вау!», совсем не близки другим людям. Например, картину «Самый умный в мире небоскреб» о комплексе зданий МГУ на Воробьевых горах мы снимали за свои деньги. И на вопрос о ее бюджете я всегда отвечаю: «Бюджет — это те деньги, которые были в наших карманах».

На данный момент мы сняли 6 фильмов. Я просил на них деньги у шести человек из первой десятки российского Forbes. Пятеро отказали. Ну не горел у них глаз, что я мог с этим поделать? Если потенциальному спонсору эта тема неинтересна, в этом нет ничего страшного. Найду того, у которого будут гореть глаза вместе со мной. И это уже моя задача как продюсера — убедить, зажечь в них эту искринку.

— Скрытая реклама в ваших лентах, она же product placement, — это одно из тех условий, которое скрепляет ваше сотрудничество со спонсорами и партнерами?

— Естественно. А вы думаете, Денис Провалов в фильме «Ген красоты, или Как пройти на Эверест» втирает себе в колено «Лошадиную силу» случайно? Да, это product placement, но он абсолютно не раздражает.

А вспомните, скажем, вторую часть «Иронии судьбы» — самый, пожалуй, неудачный и неуклюжий пример использования рекламы во всей истории российского кино. Я был на премьере и прекрасно помню, как зал хором считал: «О, «Билайн» — раз, «Старый мельник» — два...»

Увы, реалии таковы, что брендов в кадре не избежать. Вы спрашивали, как документалисту получить деньги от спонсоров. Есть два варианта: либо искать тех, кому эта история интересна, либо тех, кому выгодна. Со сценарием этого же фильма про Эверест мы пришли к производителям энергетических батончиков — это реально то, что альпинисты используют во время своих экспедиций. Но все они мне отказали. А «Лошадиная сила» согласилась. И ее использование в кадре абсолютно оправданно. Вот если бы к нам, в свою очередь, обратилась, скажем, компания по производству пива: а давайте, мол, альпинисты будут нести в рюкзаках наш напиток, мы бы отказались. Потому что это смешно и нелепо.

— В эти фестивальные дни телевизионщики много говорили о том, что, несмотря на все самые пессимистические прогнозы, телевидение по–прежнему остается важнейшим источником получения информации. При этом сами же шутили: «Мы телевизор не смотрим. Мы в нем работаем». А вот вы как долгожитель ТВ–эфира часто берете в руки пульт и пролистываете в газетах программу передач?

— Поскольку я молодящийся товарищ, то отношу себя к группе 30 — 35–летних, которые ТВ уже не смотрят. Во–первых, не успеваю в силу занятости, поскольку много времени уходит на сценарную работу, съемки, монтаж. Во–вторых, я перестал смотреть ТВ как по объективным, так и по субъективным причинам. Тут я беру пример со своих дочерей, у которых есть огромный плазменный экран, подключенный к компьютеру. То есть все то, что они нашли в интернете, они смотрят на экране ТВ. И это удобно: не нужно постоянно сверяться с программой, ждать определенное время, чтобы посмотреть желаемый фильм или передачу. Зашел в интернет, нашел то, что нужно, и смотри в любом месте и в любое время.

С другой стороны, я не могу сказать, что ТВ почило в бозе или конвульсирует сейчас в страшных мучениях. Нельзя говорить о том, что время телевидения прошло. Для многих регионов, маленьких городов оно по–прежнему остается доминирующим источником информации. И будет оставаться им еще очень и очень долго. Хотя лично я предпочитаю читать все новости в сети. Возьмем недавний скандал между Ургантом и Соловьевым. Я же не буду включать ТВ, чтобы понять, что там к чему. Как человек XXI века я просто зайду в интернет и сразу получу несколько вариантов освещения этого события.

Кроме того, для меня как документалиста интернет и YouTube — одни из важнейших площадок. Сколько раз покажут мой фильм на Первом канале? Один, максимум два–три. А во «всемирной паутине» его посмотрят тысячи. Для меня YouTube — это та площадка, с контентом которой я иду к потенциальным спонсорам, объясняя им на примерах и цифрах, сколько человек увидят наше кино. И именно благодаря интернету документальное кино для них — не сиюминутное вложение, а игра на перспективу. За нее они, собственно, и готовы платить.

ЧТО СМОТРЕТЬ?

«Валдис Пельш. Путешествие к центру Земли»

О ЧЕМ КИНО:
съемочная группа во главе с Пельшем объехала весь Алтай. Телевизионщики летали на вертолетах к высшей точке Алтайских гор Белухе; затем отправились в село Манжерок, о котором когда–то пела Эдита Пьеха; побывали на Телецком и Каракольских озерах; посетили Музей Рериха и Музей старообрядчества. А еще видели каменные грибы, наскальные рисунки петроглифы и мумию принцессы Укока в Национальном музее имени Анохина...

Кроме того, вместе со съемочной группой фильма зрители окажутся у Большого Чульчинского водопада, который входит в пятерку самых труднодоступных природных объектов России, и прокатятся по одной из красивейших дорог в мире — Чуйскому тракту.

«Люди, сделавшие Землю круглой»

О ЧЕМ КИНО:
четырехсерийный фильм посвящен главному триумфу отечественной авиации 1930–х годов — сверхдальним трансполярным перелетам, которые совершили экипажи Героев Советского Союза В.Чкалова и М.Громова. Сценарий картины был одобрен дочерью Валерия Чкалова Ольгой и вдовой Михаила Громова Ниной Громовой.

Сюжет основан на документах, о существовании которых ранее никто не знал. Среди артефактов — дневники и рукописи летчика Георгия Байдукова, второго пилота экипажа Чкалова, найденные членами его семьи. Именно они позволяют пролить свет на достоверную историю судеб советских героев.

«Ген высоты, или Как пройти на Эверест»

О ЧЕМ КИНО:
о захватывающей истории восхождения на Эверест в 2016 году экспедиции российских альпинистов, к которой присоединилась телевизионная группа Валдиса Пельша.

К сожалению, после первого акклиматизационного выхода в Непале случилась серия землетрясений, которые вызвали сход лавины с южной стороны Эвереста, погибли альпинисты. В российской группе никто не пострадал, но власти Китая закрыли гору для восхождений. Год спустя группа вернулась на высочайшую гору мира, чтобы продолжить начатое. Из–за большого количества девушек в команде Федерация альпинизма России собрала первую женскую российскую экспедицию на Эверест. Именно к ней присоединился Валдис Пельш и его телекоманда.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter