Уэйн Гретцки, он же Ваня

Белорусская родственница Гретцки ждет своего кузена в гости

А вы знаете, что корни мирового хоккея, точнее, одной его легенды — в Беларуси? Но приедет ли Уэйн Гретцки, а речь именно о нем, в Дрогичинский район, откуда началась его родословная, пока загадывать не будем. Да, дом, где жили его бабушка и дедушка, не сохранился, но родственники готовы показать ему это место, рассказать, как и почему развело по две стороны океана одну семью, а еще угостить традиционными драниками.

Уже совсем не новость, что в поселке Свислочь на Гродненщине у знаменитого канадца есть сводная двоюродная сестра Галина Солдатенкова (в девичестве — Грецкая). Четыре года назад СМИ сообщили, что наконец две линии судьбы соединились: Галина вместе с семьей встретилась с Уэйном в Минске. Тогда они вдоволь наговорились, обменялись воспоминаниями и сделали несколько совместных фотографий. Он обещал вернуться.

На майские праздники, как раз во время открытия чемпионата мира по хоккею в Минске, Галина ездила на семейную родину, в Дрогичинский район. В поселке с экзотическим названием Огдемер наконец взяла в руки книгу Анатолия Денисейко «Огдемер. Свет полесских звезд», тираж которой всего 100 экземпляров. На обложке — фото звездного брата. Писатель не только сделал очерк о Гретцки, но и рассказал о других знаменитых огдемерцах: священниках, журналистах, военных, дипломатах, поэтах и художниках...

— У нас в альбоме такой фотографии, что на страницах про Уэйна, нет, — признается мне и удивляется Галина Солдатенкова. — На ней наш дедушка Терентий с дочкой Ольгой.

Факт родства белорусов и канадца всплыл случайно. Журналисты «Свислочской газеты» готовили материал о ветеранах войны, решили пообщаться с землячкой Анной Тимофеевной Грецкой. Та в разговоре и обмолвилась, что ее муж Зиновий в совершенстве владел английским языком. Выяснилось, что его отец Терентий, который в начале прошлого века эмигрировал в Канаду, и есть связующее звено с легендой хоккея — общий дедушка Галины и Уэйна.

— Семейная история длинная, — говорит Галина Солдатенкова. — Бабушка Аня с дедом Терентием поехали в Канаду попытать счастья. С ними был и мой отец Зиновий. Появилось в семье еще четверо детей: Федор, Василий, Екатерина и Ольга.

Галина Зиновьевна не знает, что же произошло тогда в Канаде, почему где-то в 30-х годах Анна с детьми вернулась домой.

— Вроде бы дед Терентий должен был позже тоже приехать, но остался. Анна пробовала вернуться к мужу. Удалось доехать лишь до Варшавы. А он завел в Канаде новую семью, женился на польке.

Вскоре у новобрачных родились Вальтер и Альберт. Вальтер и есть отец Уэйна, великого хоккеиста.

— Когда встречались с Уэйном в Минске, тот рассказывал нам через переводчика, что был любимцем у Терентия, нашего деда, — вспоминает Галина Солдатенкова. — В Канаде он был фермером, и Уэйн летом часто у него гостил. Позже, когда стал заниматься хоккеем, бабушка с дедушкой приходили на тренировки, поболеть.

Галина Зиновьевна бережно хранит старые семейные фотографии. Сохранились и некоторые письма из Америки, когда ее отец вел переписку со своим канадским братом Альбертом. Галина помнит, что у отца всегда стояли на полочке русско-английские словари.

— Он и без них, хоть и деревенским был мужиком, отлично знал иностранный! — признается она.

Дальше рассматриваем уже почти домашний музей канадского хоккеиста у Галины. У нее есть интересная книга в русском переводе.

— Вальтер на пике успешной карьеры сына написал книгу воспоминаний. Здесь он, кстати, говорит, что его отец Терентий по национальности белорус, — пересказывает Галина.

Раскручивать клубок истории семьи можно долго. Одни по воле судьбы стали канадцами, других назад притянула родина. Важно, что и одни, и другие помнят свои корни.

— А Уэйн приедет на финал чемпионата в Минск? — спросила у меня Галина Солдатенкова.

Честно говоря, именно этот вопрос хотела задать ей я. Ведь тогда, в 2010-м, при встрече они обещали переписываться, обмениваться фото. Но контакт опять оборвался. Галина Зиновьевна ждет встречи с братом. Хочет подробнее узнать, как жил в Канаде ее дедушка, сделать копии их старых фотографий — для семейной истории.

— Если приедет к нам в Свислочь, то угощу его домашней колбасой, испеку большой торт. Обязательно съездим на Дрогичинщину, чтобы показать Уэйну наше семейное гнездо.

P. S. А канадская сборная в финале чемпионата не играет, и, получается, одной причиной для приезда у Гретцки стало меньше.

На снимках: Зиновий ГРЕЦКИЙ с семьей; Галина СОЛДАТЕНКОВА впервые встретилась с братом Уэйном.

Фото: семейный архив Галины СОЛДАТЕНКОВОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter