Уехал на работу и не вернулся

Как известно, массовое паломничество белорусских строителей в Россию началось лет 8 - 10 назад.
Как известно, массовое паломничество белорусских строителей в Россию началось лет 8 - 10 назад. Тысячи каменщиков, бетонщиков, штукатуров и маляров, оказавшихся дома лишними, потянулись в соседнее государство - главным образом в Москву и Подмосковье. Однако далеко не всем удается поймать за хвост птицу удачи. Превращаясь в бесплатный и бесправный "строительный материал", многие белорусские гастарбайтеры становятся жертвами алчных дельцов...

Затерянный

сегодня

64 жителя Гомельской области сегодня значатся в розыске как пропавшие без вести, из них 62 - на территории Российской Федерации. Все они в свое время уехали на заработки. В управлении уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома говорят, что раньше гомельчане пропадали на стройках Севера. Сейчас чаще всего в Москве и Подмосковье.

До сих пор ждет весточки о своем 52-летнем супруге жительница Речицы Лидия Дорошенко. Два месяца назад муж выехал в Москву через гомельскую фирму, набиравшую рабочих. Супруги увидели объявление по ТВ. "Обещали бесплатное проживание в общежитии, деньги на питание и 9 тысяч российских рублей зарплаты, поэтому решили, что он съездит туда на два месяца - во время отпуска. Дело в том, что у нас серьезные финансовые проблемы. Теперь нужно продавать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами".

Супруги приехали в Гомель в день отправки автобуса. Со слов Лидии Алексеевны, никаких договоров они не подписывали: "Представитель фирмы сказал, что в Москве нас ждут специалисты центра занятости, где нужно будет заплатить 35 долларов, там же он подпишет контракт. С супругом мы договорились, что через неделю он позвонит". Но муж Лидии Алексеевны, увы, на связь не вышел. Более того, из Москвы вернулся земляк, который выезжал вместе с ним, и рассказал, что никакой работы там нет, каждый ищет ее сам. "Оборвав" телефоны гомельской и московской фирм-посредниц и не добившись ответа, Лидия Алексеевна решила ехать в Москву.

- Когда нас привезли в так называемый центр занятости, о котором говорили в Гомеле, я ужаснулась. Что-то вроде забегаловки в подвале, два человека, компьютер. Я потребовала информацию о муже: куда отправили, где работает. Мне сказали: в Чехово под Москвой. Я попросила связаться с этой стройкой и уточнить его местонахождение, потому что напарник супруга рассказал, что туда им устроиться не удалось и после Чехово они вернулись на вокзал. В ответ услышала: платите 35 долларов, мы вас зарегистрируем, поезжайте в Подмосковье и там ищите мужа. Я вынуждена была вернуться домой, потому что такими деньгами не располагала. Но пока находилась там, видела гомельчан из прежней и новой партий, которые возвращались и говорили, что работы так и не нашли. Многие вернулись в Гомель вместе со мной.

Процент за "голову"

Алексей Кармазин несколько лет назад уже работал в Москве. Тогда с работодателем удалось договориться напрямую, без посредников. Этой весной он решил устроиться легально: через гомельскую фирму, гарантировавшую все.

Приехав в Москву с группой гомельчан, за 35 долларов он получил направление на работу в район Подмосковья. Как сказали наниматели-посредники, на месте должны оформить миграционную карту. На станции белорусских гастарбайтеров "затормозил" наряд милиции: "У нас потребовали регистрацию. Мы пытались объяснить, что только приехали, но милиционеры дали понять, что их это не волнует. Лишь вывернув нам карманы, отпустили". Однако на стройке их никто не ждал. Прораб, увидев группу людей, тут же заявил: такую фирму не знаю, мне рабочие руки не нужны.

Добираться в Москву пришлось "зайцами". "Когда к нам подошли контролерши и мы обрисовали ситуацию, женщины махнули рукой: а, не в первый раз". На вокзале группа просидела четыре дня. Попытки связаться с фирмой по телефону оказались безрезультатными. Решили отправить туда одного "делегата" - денег-то нет. Но парня ждала закрытая дверь. Оказалось, этот "центр занятости" работает рано утром в день приезда очередной партии. Вернувшись в Гомель, Алексей Кармазин фирмачам ничего не смог доказать. "Мы вас доставили - а все остальное не наша вина, так что юридически к нам не подкопаетесь. Может, вы пьянствовали и вас выгнали с работы?! Деньги вернуть не можем", - заявили посредники. Понаблюдав за этим процессом, Алексей пришел к выводу: единственная забота фирмачей-посредников - привезти больше "лохов" и получить свой процент наличными за каждую "голову". "Направления на работу - это фикция. Они просто отправляют куда подальше, чтобы человеку было труднее вернуться и он остался там пахать хотя бы за билет домой, а за это время они еще несколько десятков белорусов привезут".

У Анатолия Кирсанова, электрика по специальности, опыт работы в Подмосковье - 5 лет. С высоты своего опыта он рекомендует начинающим гастарбайтерам: лучше договариваться с нанимателем без посредников, ехать со своей бригадой и не идти к кавказцам. Они, конечно, предлагают большие деньги, но "завязнуть" можно на полную катушку. "Они, как правило, забирают документы, селят в подвалах - человек попадает в настоящее рабство".

"Кто-нибудь,

увидь меня!"

В этом году российские фирмы особенно активно стали предлагать свои услуги через белорусских посредников. Предложениями о работе "на стройках РФ" густо пестрят все газеты. Наверняка есть прекрасные примеры того, что гомельский (минский, витебский и т.д.) специалист получает на заработках то, за чем он ехал. А если не получает, а попадает в рабы или оказывается ограбленным на большой столичной дороге? Кто его защитит?

Между Беларусью и Россией действует упрощенный порядок трудоустройства, поэтому частнику-нанимателю вовсе не нужно иметь лицензию, чтобы пригласить белоруса на работу в Россию. С одной стороны, равные права и возможности - это хорошо. С другой - прекрасное подспорье мошенникам. Ушлые воротилы не заключают с работниками договоры и не берут с них деньги в пределах Беларуси. Все эти процедуры "переносятся" на территорию России, так что разбираться нужно там.

Все, что в этой ситуации могут наши государственные ведомства, - дать консультацию. Так, например, в Гомельской областной миграционной службе Комитета по труду и социальной защите настойчиво рекомендуют: "Для начала ознакомьтесь с легальностью посредника и документами, на основании которых он работает. Обязательно получите на руки контракт, чтобы видеть на бумаге условия, обещанные фирмой. Желательно созвониться с предприятием, на которое будете трудоустраиваться. Имея на руках договор, свои права можно доказывать в суде". В идеале - возможно все. В реальности - в редких случаях. Подача иска на фирму в российский суд требует больших средств, которыми наш трудяга, мечущийся в поисках копейки, вряд ли располагает. А уж тем более не имеет он возможности выезжать на судебные заседания, оплачивать услуги адвоката и т.д.

Служба занятости также не вмешивается в дела безработного мигранта. По словам заместителя директора Гомельского регионального центра занятости Елены Земляник, несколько лет назад официальные "биржи труда" оформляли лицензии на зарубежное трудоустройство и отправляли работников в Россию: "Однако это сопровождалось различными организационными проблемами. Скажем, для того чтобы гарантировать человеку нормальное трудоустройство, специалист центра занятости должен выехать на место работы. Но это не предусмотрено нашим бюджетом, а брать деньги за услуги мы не имеем права. Мы вынуждены были от этого вида трудоустройства отказаться".

При этом Елена Земляник считает, что к вопросу трудоустройства в ближнем зарубежье нужно возвращаться, однако для этого необходимо создать законодательно подкрепленный механизм. Надо полагать, если государственная служба занятости обзаведется новой платной услугой - трудоустройством за рубежом, ее ждет абсолютный финансовый успех. Здесь и без расчетов понятно, что рабочие мигранты без опаски и охотно доверят свои деньги и жизни государственной структуре. А еще почувствуют, что родная страна проявляет заботу об их безопасности и благополучии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter