Почему тернист млечный путь от частного подворья к покупателю

Удойная сила

Хотя в деревнях коров держат все меньше, купить молочку там не проблема. Но где в городе найти «свойский» творог или сметану?


Объявления о продаже домашних молочных продуктов можно найти в интернете. Творог стоимостью от семи рублей за килограмм, трехлитровая банка коровьего молока — четыре, козьего — три рубля за литр. Но такие предложения есть, к сожалению, не в каждом районе страны. Не поедешь же из областного центра за сотни километров в Костюковичи или Хотимск за килограммом творога, и продавец тебе его не доставит. Да и страшновато брать кота в мешке — не увидев товар, не продегустировав его. Тем более в сети предупреждают, что не несут ответственности за качество продукции.

Другое дело — пообщаться с продавцом лично, расспросить его обо всем.

В садоводческом товариществе, расположенном в Могилевском районе, Иван Андреевич на своей конной повозке появляется дважды в неделю, у него уже сформировалась клиентская база — все берут молоко трехлитровыми банками. Он рассказывает:

— Мы с супругой — пенсионеры, живем в близлежащей деревне. Продажа молока — хорошее подспорье. Конечно, объемы заказов бывают разные. Дачники — народ непостоянный: приезжаешь, а кто-то из покупателей накануне уехал в город, приходится везти часть товара обратно. А иногда, наоборот, на всех желающих не хватает.

Сельчанин считает, что зачастую невыгодно сдавать молоко на заводы, мало платят, несмотря на то что Минсельхозпрод установил надбавки к закупочным ценам.

С дачников он берет 3,5 ­рубля за три литра — вдвое больше, чем предлагают молокопредприятия, — и на дороговизну никто не жалуется. Да и рассчитываются за сданное молоко заводы не сразу — перечисляют деньги через десять дней, а с обитателей дачного поселка — здесь же, на месте, живая копейка.

И еще старику обидно, что молоко с частных подворий переработчики не ценят, считают проблемным, низкого качества. Дескать, сельчане его нередко водой разбавляют, а иногда сдают с антибиотиками, если хозяйскую буренку лечат от какой-то болезни. А всех ведь не проконтролируешь. Отсюда и проблема — молоко и хорошее, и плохое идет в общий котел, то есть бидон. Но Иван Андреевич настаивает на своем:

— Я считаю домашнее молоко самым вкусным и полезным. Ведь все мы, деревенские жители, его пьем, делаем из него творог, сметану, простоквашу, кормим внуков. Вот спросите у дачников — есть претензии к качеству? Хотя, возможно, попадаются отдельные недобросовестные хозяева, но, уверен, их единицы.

Сельчанин рассказал, что в одной с ним деревне живет его дочь с семьей, но корову не держит. По дачам ей с мужем разъезжать некогда, оба работают в городе. Могли бы возить молоко в Могилев на рынок по воскресеньям, но есть проблемы.

С одной стороны, продукция подсобного хозяйства при продаже налогами не облагается. Торгуй и зарабатывай. Но пока соберешь все справки, и молоко скиснет: из сельсовета о ведении домашнего хозяйства, затем из ветслужбы, к которой прикреплена деревня. И в завершение еще и из лаборатории рынка. Причем молоко можно продавать только кипяченое! При этом на рынках, например, Могилева, сельчанин вообще не видел молочных павильонов: то ли нет желающих торговать, то ли с капризным скоропортящимся товаром администрация не хочет связываться. Вот и продают деревенские деликатесы под магазинами да в подземных переходах.

Анна Степановна из Могилевского района рассказывает, что раз в неделю они с супругом развозят домашний творог своим клиентам-могилевчанам по предварительным заказам, продают по 7,5 рубля за килограмм. Сельчанка не скрывает: торговать своей продукцией на рынке, конечно, хотелось бы — так ее «фирменный» творог стал бы еще более популярным, ведь на каждом подворье свои рецепты. Но как представишь, сколько нужно пройти согласований…

Очень ценится сыр из Славгородского района — там этот частный промысел очень развит. Но опять же в свободной продаже деликатес ручной работы не встретишь. Кому хочется заниматься сбором бумажек? Местные сыроделы говорят, что раньше ездили в Россию, но пока из-за коронавируса дорога туда закрыта.

Заместитель начальника отдела ветеринарии Могилевского облсельхозпрода Александр Харченко объясняет, с чем связаны высокие требования:

— Для того чтобы самостоятельно торговать молоком и молочными продуктами с частного подворья, нужно, чтобы корова находилась под постоянным надзором государственной ветеринарной службы: важно знать, что она не болеет лейкозом или туберкулезом. Поэтому подворье исследуется постоянно, его владельцу выдается справка, что хозяйство благополучное, с таким документом можно становиться за прилавок. В лаборатории рынка молоко исследуется на состав и качество. Если есть жалобы от покупателей, к такой продукции — повышенное внимание.

Выполнить необходимые требования, считают специалисты, не так уж сложно, достаточно один раз получить необходимые документы и потом обновлять их по мере необходимости.

Кстати, с тем, что молоко должно быть под строгим контролем, соглашается и большинство покупателей сельхозпродукции. Приобретая на базаре товар, все хотят быть уверены, что он безопасен.

Я связалась с лабораторией могилевского продуктового рынка «Центральный», самого крупного в городе. Там объяснили, что готовы сделать анализ молока с частного подворья, если хозяин правильно отберет пробу — утром, днем и вечером, как положено, а не однократно. Нужно принести в лабораторию не менее 0,5 литра молока. Стоимость услуги — 2 рубля 65 копеек. При этом никакого документа на руки вы не получите — вам просто устно скажут, что содержится в вашем молоке. И еще — внимание! — ни при каких условиях, даже если все будет в порядке, торговать молоком на этом рынке не получится — нет специального павильона. Что же делать с товаром дальше?

Впрочем, нет оснований для претензий к администрации рынка. Ведь строительство, оборудование молочного павильона — дело дорогостоящее. Окупятся ли подобные инвестиции? Для этого должно быть много желающих торговать деревенским молоком, а их единицы.

Как найти выход из ситуации — дать возможность зарабатывать частнику, а горожанину — всегда иметь к своему столу свежие молочные продукты? Над этим вопросом пора сообща продумать сельсоветам, ветеринарным службам и самим владельцам коров. Но важно, чтобы соблюдалось одно из главных требований сегодня — продукция должна быть безопасной.

МНЕНИЯ

Андрей Трофимов, предприниматель:

— Считаю, что в вопросе частной молочной торговли должен преобладать либеральный подход: пусть одни продают товар на свой риск, а другие покупают. Но, если кто-то получит отравление такой продукцией, спрос с продавца должен быть строгим. А так посмотрите: грибы потенциально гораздо опаснее, чем молочка, но для их продажи требуется одна справка. К тому же стихийный серый рынок домашних молочных продуктов проконтролировать вообще невозможно.

Вадим Марченко, экономист:

— Когда речь идет о нашем здоровье, требования к качеству продуктов питания, промышленных или домашних, должны быть одинаково высокими. Другое дело, нужно работать над упрощением процедуры получения необходимых документов. К примеру, создать обновляемую электронную базу безопасности частных подворий, чтобы любой проверяющий мог на своем смартфоне посмотреть, здоровы ли там коровы, а не гонять людей за справками. Также могу предположить, что справка о ведении домашнего хозяйства явно лишняя, если у человека, торгующего сельхозпродукцией, при себе есть паспорт с загородной пропиской.

mendeleva@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter