Дала ли уже эффект легализация рынка самозанятости?

Удобно мастеру, выгодно клиенту

Надомные парикмахеры, визажисты, портные... Еще недавно услугами этих специалистов мы пользовались неофициально, по рекомендациям. Большой удачей считалось иметь подругу, которая “дружит” со швейной машинкой, или знакомого, занимающегося ремонтом квартир. Не имевшие “своего” мастера были вынуждены заранее записываться в салон красоты или часами высиживать в очереди, чтобы сделать прическу перед торжеством, и далеко не всегда результат их радовал. А легко ли было заказать торт или пирог, чтобы он был вкусным и “домашним”? Та же песня с поиском хорошего штукатура или плиточника. С другой стороны, и сами “самодеятельные” мастера особо себя не рекламировали, боясь попасть на глаза налоговому инспектору, а потому нередко испытывали недостаток в клиентах. 19 сентября 2017 года Президент подписал Указ № 337 “О регулировании деятельности физических лиц”, расширивший перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога. Что изменилось после вступления в силу этого документа?

Звонок парикмахеру

Фото Максима Вечера
На первом же интернет-сайте, куда я заглянула, нашлось более шестидесяти (!) новых, уже этого года, объявлений по Могилевской области с предложениями сделать на дому прическу, макияж, коррекцию бровей, наращивание ресниц, маникюр-педикюр. Больше всего предложений, как и следовало ожидать, в крупных городах — Могилеве и Бобруйске. Впрочем, есть и в маленьких Белыничах, что особенно порадовало.

Цены, к примеру, на макияж варьируются от 15 до 75 рублей в зависимости от сложности работы, на прически — от 20 до 60 рублей. Большинство специалистов в своих объявлениях скромно ограничиваются перечислением услуг, “красиво подать себя” пока не умеют, но попалось мне и броское предложение от “мастера ногтевого сервиса”.

Отдельная тема — прически и макияж к свадьбе. В отличие от Минска в Могилеве такие услуги предлагают пока немногие, и, конечно, цены на них выше — от 75 рублей.

Набрав два первых телефонных номера из списка, узнаю, что оба объявления давали вовсе не самозанятые могилевчане, а... фирмы. Парикмахерские, уже раскрученные, давно работающие, почувствовав надвигающуюся конкуренцию, решили сработать на опережение. Салонные мастера тоже стали выезжать к клиентам на дом. Что же, хорошая новость! Чем больше предложений, тем лучше заказчику.

На третьем звонке мне наконец повезло. Ответила дама, назвавшаяся Татьяной. Сказала, что сегодня на вечер у нее еще нет заказов, и я могу выбирать любое удобное для себя время. Правда, спросив мой адрес, предпочла, чтобы я приехала к ней домой. Дескать, в одной из комнат своей квартиры она оборудовала мини-салон с настоящим креслом, большим зеркалом, есть все необходимое для работы. На мое возражение, что куда-то ехать мне не совсем удобно, парикмахер отреагировала без энтузиазма, ведь живем мы далеко друг от друга и ей тоже явно не хотелось тратить время на дорогу. Тем не менее после недолгих раздумий Татьяна все же пошла на уступки и минут через сорок приехала. Она умело окрасила мне волосы привезенной с собой краской, затем подправила челку, подкорректировала форму бровей. Во время работы мастерица охотно рассказывала:

— Раньше я арендовала рабочее место в городской парикмахерской, но так как сдавали мне не только “квадратные метры”, но и все, что необходимо для работы, кроме расходников — парфюма и салфеток, — выходило недешево. К тому же нам с коллегами не всегда удавалось справедливо поделить клиентов, пришедших без предварительной записи, случались и другие накладки. Сами понимаете, вроде как представители двух разных компаний под одной крышей, да и юридически наши отношения были оформлены не совсем внятно — и я, и арендодатель боялись проверяющих.

Татьяна не скрывает: разрешение работать самостоятельно для нее стало хорошим подарком. Правда, налог, по ее мнению, довольно высок — 100 рублей. Но для опытного мастера, уже наработавшего клиентуру, вполне подъемный. Труднее начинающим, однако даже они, если не будут лениться, окажутся в плюсе, убеждена Татьяна:

— Хуже всего, если надомным бизнесом начнут заниматься неумехи-самоучки, начитавшиеся сомнительных советов в интернете или прошедшие ускоренные курсы и еще не набившие руку. Это неминуемо ударит и по репутации хороших мастеров.

Кстати, работой Татьяны я осталась довольна, да и цена устроила — 35 рублей за все. Теперь буду рекламировать ее подругам.

Примечательно, что сегодня не только мастера предлагают свои услуги в интернете, но и сами клиенты активничают, размещают свои пожелания. Например, такого-то числа хочу сделать на дому прическу — приглашена на юбилей или свадьбу. Не исключено, что таким способом проще выбрать хорошего мастера из нескольких отозвавшихся, чем самой их обзванивать.

Без кнута, но с пряником

А вот частника-кулинара найти по объявлению по-прежнему трудно. Все объясняется тем, что самозанятым представителям этой профессии позволили продавать свои “шедевры” на рынках и в других разрешенных местах, а не приходить к кому-то на дом, чтобы помочь приготовить еду, красиво сервировать стол к приходу гостей. А ведь и такую форму работы не помешало бы предусмотреть, наверняка нашлось бы немало желающих воспользоваться этой услугой.

И все же в прошлую субботу я познакомилась с кондитером Натальей Федоровной, продававшей красивые пряники собственного производства за прилавком мини-рынка. Забавные фигурки в глазури по 3 рубля за штуку разбирали бойко, то и дело выстраивалась небольшая очередь. Мне удалось накоротке пообщаться с кулинаром, она согласилась испечь торт к предстоящему дню рождения моей родственницы.

Знают себе цену

Зато частники, умеющие делать камины, насколько я убедилась, — народ весьма капризный. Что же, таких умельцев немного, а заказов у них хоть отбавляй. Знают себе цену и ремонтники-отделочники. Вроде и объявлений в интернете много, но клиентов перебирают. То объем работы для них маловат, то у мастеров нет строительных лесов или какого-то инструмента и ответственность за обеспечение всем необходимым они пытаются переложить на заказчика, то их не устраивают какие-то технологии или материалы, предлагаемые клиентами, настаивают на своих вариантах. А некоторые за свою работу загибают такие цены, что и сам откажешься.

Впрочем, это лишь самое начало. Уже сегодня очевидно, что конкуренция между самозанятыми будет и дальше развиваться, а значит, повысится качество услуг, к нам, заказчикам, начнут проявлять больше уважения и внимания, цены станут реальными. Но спешат ли легализоваться “самодеятельные” мастера?

По словам представителя инспекции Министерства по налогам и сборам по Могилевской области Александра Соловьева, на 1 января этого года единый налог уплатили 2107 жителей региона, не зарегистрированных в качестве ИП. На 1 января прошлого года таких было 1874. Это объясняется в первую очередь тем, что к прежним видам деятельности, при осуществлении которых не требовалась регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, добавились новые.

НАША СПРАВКА

Напомним, что в дополненный перечень видов экономической деятельности, которыми можно заниматься без регистрации в качестве ИП при условии уплаты единого налога, вошли: реализация самостоятельно изготовленных гражданами кулинарных изделий, предоставление мест для краткосрочного проживания физических лиц, выполнение по заказам потребителей работ по ремонту мебели, часов и обуви, пошиву одежды, настройке музыкальных инструментов, распиловке дров, погрузке грузов, кладке печей и каминов, а также выполнение отделочных работ и оказание гражданам услуг по разработке веб-сайтов, обслуживанию компьютерного и периферийного оборудования. В перечень также включены услуги по дизайну помещений, интерьера, мебели, одежды и обуви, графическому дизайну, парикмахерские и косметические услуги.

Irina_mendeleva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter