Удобна и в бою, и в... стирке

В Слониме собрана уникальная коллекция военной формы Музейное и военное дело - это, признаюсь, в моем сознании вещи почти несовместимые.
В Слониме собрана уникальная коллекция военной формы

Музейное и военное дело - это, признаюсь, в моем сознании вещи почти несовместимые. Военные вообще, по моему разумению, не склонны к собирательству всяких там безделушек. У них все строго и только по надобности. А музей - это большой творческий беспорядок, где свалено много разных мелочей из прошлых жизней. Музейное мировоззрение - это философия прошлого. Военная психология нацелена на будущее: если завтра война...

Слонимский собиратель Михаил Харченко из таких натур - творческих. В ГДР работал в егерском оркестре. Оттуда привез полный комплект униформы армии бывшей ГДР - от старшего офицера до пожарного. К этому постепенно стало прибавляться обмундирование других стран бывшего соцлагеря, а затем поступили и первые заморские облачения - из Китая, Ирака (тогда еще никто не знал, что вскоре форма саддамовской армии станет экзотикой). И даже из Австралии. Последний экспонат может служить примером для подражания - и не только для военных. Очень удобна форма тамошнего полковника... в стирке. Все пуговки, эмблемы, знаки отличия съемные - разъединил их с одеждой, после стирки назад атрибутику прикрепил и, как говорится, на передовую!

- Литовцы - рекордсмены по кокардам. Армия маленькая, а символика чуть ли не для каждого солдата своя предусмотрена, - говорит Михаил Иванович. - Кстати, литовская фуражка, пожалуй, идеальная: она, как и положено, целиком покрывает голову, а ее верхняя часть исключительно удобна. А как самые стильные, пожалуй, стоит признать военные одежды бундесвера. В немецком военном свитере и на свидание пойти не стыдно.

Но особые, я бы даже сказал, ностальгические чувства у слонимского коллекционера вызывает советская часть его музея. А ее почетный ряд продолжают "наряды" белорусских военных. Далее - подарки, приобретения, находки из-за границы. Такому собранию даже в столичном Музее истории Великой Отечественной войны завидуют. Не раз предлагали "бартер".

Харченко знает цену своему занятию. Думается, недолго осталось тесниться его уникальному собранию в одной комнате 11-й Гвардейской Прикарпатско-Берлинской отдельной механизированной бригады, расквартированной в Слониме.

Слоним - Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter