«Удивлять будем Минск, Москву и Бонн»

С 17-го по 23 сентября в Минске пройдет II Международный фестиваль Юрия Башмета. В белорусской столице вновь соберутся мировые звезды классической музыки и лучшие представители нового поколения талантливых музыкантов

На Международный фестиваль   Юрия   Башмета   белорусский   пианист Ростислав   Кример собирает   звезд   классической   музыки   мировой величины 

С 17-го по 23 сентября в Минске пройдет II Международный фестиваль Юрия Башмета. В белорусской столице вновь соберутся мировые звезды классической музыки и лучшие представители нового поколения талантливых музыкантов. Концерты пройдут в больших залах Белгосфилармонии и Дворца Республики. Впервые фестиваль, главная цель которого заключается в поддержке молодых перспективных исполнителей мировыми знаменитостями, состоялся в прошлом году. 

Его инициатором стал наш земляк, известный в музыкальных кругах Европы 27-летний пианист Ростислав Кример (на  снимке). Идея Ростислава Кримера поддержана Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Министерство культуры, Минский горисполком и Государственное учреждение «Дворец Республики» Управления делами Президента Республики Беларусь выступили организаторами музыкального форума. А Ростислав Кример стал его директором и художественным руководителем. 

 — Ростислав, каков, на ваш взгляд, самый главный итог стартовавшего в прошлом году фестиваля? 

— Я думаю, самое главное, он показал, что у белорусской публики есть потребность в таком фестивале и есть большой интерес к классической музыке и ее исполнителям. Об этом свидетельствовали вмиг раскупленные билеты на все концерты и полные залы зрителей. Фестиваль стал настоящим культурным событием. Хотя, когда он начинался, меня многие пытались убедить, будто классическая музыка для зрителей сложна и непонятна. Я рад, что оказался прав, утверждая обратное. Классическая музыка – элитная, но, считаю, именно она общается непосредственно с душой человека, и потому, когда исполнена талантливо, даже самый непросвещенный слушатель не может ее не прочувствовать. Поэтому и остается классическая музыка во все века притягательной и интересной. Это не шоу — сегодня одно, завтра другое. Классика – субстанция вечная. 

— Чем в этот раз будете удивлять Минск? 

— Удивлять действительно будем. И не только Минск. В этом году концерты фестиваля проходят еще в Москве и Бонне — в престижном Большом зале Московской консерватории и в знаменитом Бетховен-Халле. Кстати, на фестиваль в Минск приедет главный дирижер Боннского Бетховенского симфонического оркестра Роман Кофман. 

Среди гостей фестиваля также ведущий скрипач мира и дирижер камерного оркестра «Кремерата Балтика» Гидон Кремер, один из известнейших пианистов Василий Лобанов, выдающийся российский скрипач Виктор Третьяков, который будет солировать с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением легендарного Юрия Башмета.  

Новинка в программе фестиваля — проект «Классика встречает джаз». На одной сцене выступят всемирно известные музыканты  — саксофонист Игорь Бутман со своим джаз-бандом и альтист Юрий Башмет с его камерным ансамблем «Солисты Москвы». Вместе с ними будет играть и американский джазовый пианист Игорь Рацельсон. Этот проект был очень успешно воплощен в Риме, где собрал более 15 тысяч зрителей. Подобные выступления – события эксклюзивные, они проходят далеко не каждый день, и тем приятнее, что их смогут увидеть поклонники классической музыки в Минске. 

Еще одно неординарное событие — премьера Концерта для альта с оркестром белорусского композитора Галины Гореловой. Это произведение написано специально для фестиваля, посвящено Юрию Башмету и прозвучит в его исполнении с оркестром «Новая Россия». 

— А кто из молодых коллег приедет в Минск музицировать с мэтрами? 

— Алина Погосткина, обладательница первой премии Международного конкурса имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, самого престижного творческого состязания скрипачей. Ждем виолончелистку Марию Элизабет Хекер, обладательницу Гран-при Международного конкурса имени Мстислава Ростроповича. Она  успешно выступила на фестивале в прошлом году, сейчас много концертирует в разных странах. Думаю, все рады будут услышать ее в Минске снова. С Президентским оркестром Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина сыграет еще один знакомый минскому зрителю по прошлому фестивалю музыкант — Алексей Огринчук. Это первый гобоист мира. Профессионалы о нем говорят так: есть европейская, русская и американская школы игры на гобое, и есть школа Огринчука, который впитал все лучшее, обучаясь в Париже и Москве, Японии и Америке. 

Белорусскую молодежь представит виолончелист Алексей Киселев, в прошлом воспитанник Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки, ученик заслуженного артиста Республики Беларусь Владимира Перлина, лауреат  международных конкурсов, обладатель различных наград, призов и специальных стипендий, а ныне студент музыкального колледжа в Лондоне. 

— Разумеется, на сцену выйдете и вы — лауреат международных конкурсов, стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, выпускник Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки и музыкальных академий в Хельсинки и Кельне, аспирантуры Королевской музыкальной академии в Лондоне. Диплом с отличием и почетным званием Королевской академии музыки вам вручала сама английская принцесса.  А что подвигло вас, молодого успешного музыканта с плотным концертным графиком, взяться за непростые и хлопотные обязанности директора фестиваля? 

— Так ведь сам же я все это дело затеял, моя была идея. Просто я очень хотел, чтобы в моей стране появился настоящий классический музыкальный фестиваль мирового уровня, который давал бы подрастающим музыкантам стимул к высоким достижениям, публике доставлял  радость, а молодежь образовывал. Потому что только воспитывая в себе высокодуховные качества, мы можем развиваться как личности. Тем более я признателен за ощутимую поддержку и помощь на самом высоком государственном уровне, от всей души  благодарен спонсорам фестиваля, без которых сегодня он не состоялся бы. Главное, для чего задумывался фестиваль, – сохранить связь поколений. Чтобы дальше продолжалось культурное развитие, молодым музыкантам, считаю,  нужно иметь ориентир в творчестве. А признанным мастерам очень важно передать свой опыт, поделиться тем, что каждый из них достиг. Музыканты рождаются именно в общении друг с другом. Играть на одной сцене со всемирно известными Башметом, Кремером, Лобановым, Третьяковым —  такую школу не заменит никакая консерватория. Это общение, которое происходит на каком-то не-осязаемом уровне. Оно нужно и важно для самих музыкантов, а кроме того, интересно как событие культурное. 

Вообще, фестиваль – это встреча друзей, людей с одинаковым мироощущением, которые понимают друг друга с полуслова. Я был рад, когда после прошлого фестиваля, уезжая, музыканты говорили мне, что ощутили в Минске замечательную дружескую атмосферу. Для фестиваля это самое главное – идея и атмосфера. Потому что они рождают желание приезжать еще. И если оно есть у музыкантов мирового уровня, это стоит того, чтобы заниматься подготовкой нового музыкального праздника. Уверен, что фестиваль Юрия Башмета станет одним из самых серьезных и престижных фестивалей классической музыки. Мы проводим его в Минске, Бонне и Москве. А задуманы еще и Берлин, и Париж, и Лондон. Интерес к проекту там уже есть. Думаю, в следующем году «захватим» и эти города. 

— Фестиваль закончится. Куда отправится пианист Ростислав Кример? 

— Еще до фестиваля успею выступить в Польше. В Финляндии, правда, концерт пришлось отменить —  слишком пора горячая, много дел в Минске. А после фестиваля – в Южную  Африку. Есть приглашение выступить с Йоханнесбургским филармоническим оркестром. 

— За границей вы живете больше 10 лет. Наверное, дома, в родном Бресте, удается бывать нечасто? 

— К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Но при любой удобной возможности стараюсь приехать. Ведь в Бресте у меня мама. Вообще, в Беларуси я чувствую себя очень комфортно. Здесь все близкое, здесь  тебя понимают. Беларусь — родной дом. Но понять и почувствовать это по-настоящему можно только тогда, когда ты определенное количество времени прожил в другой стране. Тогда и начинаешь осознавать, откуда ты и где твои корни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter