Удивительный мир

Даже спустя неделю китайцы (да и весь мир) продолжают обсуждать церемонию открытия Олимпийских игр...

Хотите верьте, хотите — нет, но даже спустя неделю китайцы (да и весь мир) продолжают обсуждать церемонию открытия Олимпийских игр. Лично я посмотрела ее три раза — благо многочисленные каналы китайского телевидения охотно ее повторяют. Хотя пик дискуссий пришелся, понятно, на следующий день. Чжан Имоу — главный режиссер церемоний открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр — буквально не выходил из залов для пресс–конференций и телевизионных студий, не уставая объяснять и разъяснять. Хотя для человека, с китайской культурой знакомого достаточно близко, практически все было понятно. Оставалось только смотреть, наслаждаться и удивляться тому, как удалось передать ощущение китайской культуры, построенной, как сказал мне во время интервью дизайнер олимпийских медалей Ван Ипэн, на полутонах.


Чжан Имоу — один из самых популярных и титулованных китайских режиссеров. Начинал и стал знаменитым не только в Китае, но и в Европе благодаря остросоциальным картинам. За одну из них — «Жить» — его и исполнительницу главной роли Гун Ли на два года отлучили от профессии — есть в Китае такое наказание для художников, неверно отражающих «генеральную линию». Теперь Чжан Имоу с властями дружен как никогда, фильмы последние годы снимает очень красивые, потрясающе зрелищные — «Герой», «Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка» — и с политической точки зрения совершенно безопасные. Критики обвиняют его в уходе от реальности в «красивость», зато зрители валом валят: китайцы очень любят, чтобы «все красиво». Он умеет потрясающе играть с цветом (до сих пор не могу забыть сцены из «Героя», где цвет — все, а кроме него, по сути, ничего и нет) и выстраивать кадр. Неудивительно: в Пекинской киноакадемии Чжан Имоу учился на оператора, а не на режиссера. В общем, как ни крути, его выбор в качестве создателя церемоний открытия кажется вполне логичным.


То, что он сделал 8 августа, потрясло мир. И тех, кто хорошо знает творческий почерк Чжана Имоу, это впечатлило не меньше — ему удалось уйти практически от всех стереотипов, китайских и собственных. За свою китайскую жизнь я видела множество церемоний — от районных праздников до специальных Олимпийских игр в Шанхае в прошлом году. При всей разнице исполнения было нечто, что эти церемонии объединяет (именно эти вещи я и называю китайскими стереотипами): яркие цвета, тысячи людей, занимающихся кунфу, бьющие через край бодрость, позитив и оптимизм. Чего–то в этом роде, просто на более высоком уровне, ожидали и на этот раз. Чжан Имоу поступил иначе: он показал Китай красивым и великим и нигде не перешагнул границу хорошего вкуса. Его тысячи Конфуциев в размытых бело–черных костюмах и с бамбуковыми книгами в руках — потрясающая находка. В Китае, кстати, продажи книг на бамбуковых пластинах (сейчас сувенирных) за эту неделю возросли в сотни раз.


Всех, конечно, впечатлил огромный экран–свиток, который объединил всю историю Китая. Свиток — это вообще вполне олимпийская тема, вы заметили? Факел — это ведь тоже стилизованный свиток (если смотрели по ОНТ мой фильм «Олимпийские иероглифы», понимаете, о чем я). Тема картины, которую китайцы начали рисовать в глубокой древности, — а весь мир заканчивал прямо у нас на глазах (все заходившие на стадион команды оставляли отпечатки ног на том самом экране — и «дорисовывали» таким образом китайскую картину мира), — прошла через всю церемонию. Финальную точку поставил Ли Нин, легендарный китайский гимнаст, ставший легендой и в бизнесе — именно его компания (которая называется просто и со вкусом — «Ли–Нин», короткие китайские имена очень подходят для названий, только представьте, как громоздко звучало бы название фирмы, вздумай я дать ей свое имя) одевает и национальную сборную КНР, и всех китайских телекомментаторов. Кстати, его пробежка по небу — тяжелое физическое испытание, которое не доверили действующим атлетам из–за возможности получить травму.


После открытия многие иностранцы жаловались на то, что церемония была «слишком китайской», и они многого не поняли. Историю нужно учить, господа! Тогда бы вам и печатные иероглифы были понятны (именно китайцы за тысячу лет до Гутенберга изобрели книгопечатание с помощью подвижного шрифта), и компас, и экспедиции адмирала Чжэн Хэ, и все–все–все. Я смотрела и наслаждалась тем, как красиво и символично это все интерпретировано.


Теперь с нетерпением жду церемонии закрытия — чем–то Чжан Имоу удивит на этот раз? Ведь удивит обязательно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter