Удивительная Беларусь

Вячеслав Алешка родился в небольшой деревеньке Хиноловка недалеко от Слуцка. Еще в детстве увлекся фотографией и пронес эту любовь через всю жизнь. Прошел путь от простого рабочего до заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, продолжая все это время снимать. Автор семи книг о природе, иллюстрированных его же снимками, первая из которых вышла в 1977 году. Известен своими фоторепортажами и зарисовками о путешествиях не только по Беларуси, но и по Заполярью, Сибири, Дальнему Востоку, России и даже Африке. Сутки и недели напролет в суровых походных условиях наложили отпечаток на внешность фотохудожника. Но за мужественным обликом скрывается нежное сердце, откликающееся, как камертон, на красоту...

Вячеслав Алешка родился в небольшой деревеньке Хиноловка недалеко от Слуцка. Еще в детстве увлекся фотографией и пронес эту любовь через всю жизнь. Прошел путь от простого рабочего до заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, продолжая все это время снимать. Автор семи книг о природе, иллюстрированных его же снимками, первая из которых вышла в 1977 году. Известен своими фоторепортажами и зарисовками о путешествиях не только по Беларуси, но и по Заполярью, Сибири, Дальнему Востоку, России и даже Африке. Сутки и недели напролет в суровых походных условиях наложили отпечаток на внешность фотохудожника. Но за мужественным обликом скрывается нежное сердце, откликающееся, как камертон, на красоту...

Если вы хотите, чтобы на вас обрушился мощный поток радости и гармонии, сходите на выставку “Фотоповесть о дикой природе Беларуси”, что открылась недавно в столичном Доме природы в Троицком предместье и будет работать до 14 марта включительно с 11 до 19 часов без выходных и перерывов (вход бесплатный). Это не зал, а поляна в лесу, на которой подзаряжают жизненной энергией, это бальзам на израненную урбанизацией душу.
Вот глухарь токует на ветке дерева задолго до восхода солнца, когда только-только рассветает, рассказывая лесу, как прекрасен мир. Вот гнездо орла-беркута с пушистым белесым птенцом. Этой птицы в республике считанные гнездовья, и к одному из них сумел подобраться с фотоаппаратом Вячеслав Иосифович. Вот веселые лохматики — птенцы филина в коряге. Смотришь на них — с неравномерным еще пухом, беззаботных и радующихся жизни, и настроение не может не улучшиться. Вот озорная древесная лягушка-физкультурница — уцепилась за стебель-перекладину и тоже показывает всем своим видом, как ей хорошо на белом свете. А вот взгляд уходит в глубину цветка, в новое, недоступное нам измерение... А какого дивного сиреневого оттенка цветущая “шапка” дикой яблони! А бриллиантовые капельки росы на простой травинке!..
Потрясающее впечатление! Это не просто фотографии, это психотерапия...
Как же автор снимает труднодоступные уголки дикой природы, особенно пугливых лесных зверей и птиц?
В таком умении прежде всего и заключается искусство фотохудожника, камера которого глядит в природу. Нужно много суток жить в лесу или на каком-нибудь болоте в малокомфортных условиях. На витебских болотах по соседству часто ползают ядовитые гадюки... Чтобы получить несколько хороших кадров беркута в гнезде, Вячеслав Иосифович обитал трое суток в болотных топях, восемь с половиной часов из которых неподвижно просидел в специальной круглой палатке, имитирующей ствол, на 20-метровом дереве неподалеку.
Что касается съемок микромира, то они производятся с увеличением в 10—20 раз. У фотографа дорогая немецкая камера (пленочная), к которой прилагается около десятка всевозможных объективов.
Вячеслав Алешка уже не мыслит себя без этого занятия. Вылазки подальше от цивилизации уже стали частью его жизни, причем лучшей ее частью. “Что вам приносит наибольшее удовольствие?” — спросила я у него. “Общение с природой, — без раздумий сказал он. — Природа прекрасна. Но все преходяще. Так важно уловить этот миг, который больше не повторится, и запечатлеть его для вечности. Уже и Беловежская пуща не та, что была 20 лет назад, и другие заповедники...”
Съемки для души... Это замечательно. Но ведь мастер может приносить своим искусством большую радость также другим людям. И он готов делиться этой радостью, только не знает как. Взять подготовку данной экспозиции. Это первая в его жизни персональная выставка, на ней представлено 110 лучших работ из более 5 тысяч, но насколько трудно было все организовать! Найти спонсора пока не удалось. Сделать 110 рамок-паспарту, вложить в них 110 цветных репродукций на хорошей бумаге — серьезные затраты для простого человека, которому никто не дает ни копейки. Оплата аренды зала — тоже за счет автора. Издать фотоальбом — вообще мало кому по силам...
Между тем, когда смотришь на работы такого уровня, то понимаешь, что они — явление в национальном искусстве! Такая огромная любовь к родному краю, такое мастерство в отображении труднодоступных уголков и находящегося рядом... Камера художника помогает новыми глазами взглянуть на нашу Родину, рождает чувство гордости за окружающую нас красоту. Возникает мысль, что уникальность белорусской природы еще недостаточно оценена.
Но как же в принципе можно растиражировать особенно удачные фотоработы, чтобы из этой сокровищницы национальной культуры мог почерпнуть каждый? Одна-единственная выставка за 20 лет, которую осилил Вячеслав Алешка из своего семейного бюджета... И после ее закрытия чудными птенцами пеночки с толстенькими брюшками, что сидят рядком на ветке возле отчего гнезда, будут любоваться только он и его друзья...
Каждая из тех идей, что пришли мне в голову, наверное, непроста в реализации. Но если осознать необходимость украсить чем-то жизнеутверждающим наши интерьеры, то со временем появятся и подходящие для этого технологии.
Прежде всего хотелось бы, чтобы из фотоснимков Вячеслава Алешки изготовили фотообои, которые пора уже научиться выпускать на основе не одной фотографии, а ряда снимков с позитивной энергетикой, хотя купить детские фотообои можно уже сейчас. У многих, как и у меня, возникло бы желание оклеить ими стену в квартире, а то и все четыре стены комнаты, устроив на полу “лужайку” из подходящего ковра. Японцы давно уже пришли к природному дизайну своего жилища. Нетрудно дать прогноз, что красивые и в то же время познавательные фотообои были бы особенно популярны в детсадах и школах.
Еще хотелось бы иметь возможность купить календари-плакаты с мозаикой “зеленых” снимков, радующих глаз. То, что продается сейчас, зачастую не выдерживает никакой критики.
Было бы замечательно, если бы торговля предлагала нам репродукции особенно удачных снимков природы в легких рамках, чтобы каждый желающий мог сделать дома фотогалерею. А то ведь сплошной ширпотреб...
Пора также задуматься, почему сегодня снимки наших лучших фотомастеров, работающих в данном направлении, так редко украшают обложки книг и тетрадей? Зато в портфелях первоклассников уже целая коллекция полуголых “звезд”...
Интересен в этом отношении и опыт издания первого в республике крупноформатного красочного фотоальбома “Спадчына Беларусi”, на 320 страницах которого помещены около 500 фотографий храмов, дворцов, замков, усадеб, ратуш, произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Этот совместный проект Александра Алексеева и Олега Лукашевича был реализован по заказу Министерства информации при участии Министерства культуры и Национальной телерадиокомпании, став несомненной удачей. 80 процентов первоначального 3-тысячного тиража было реализовано уже в первый месяц после выхода издания. Продолжение этой практики будет полезно всем. Второй такой альбом можно посвятить природе Беларуси, собрав в него работы наших лучших “зеленых” фотомастеров на конкурсной основе. Ведь работы хорошего фотохудожника — это наше национальное достояние, визитная карточка республики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter