Ударим трактором по пьянству и... экономике

В КОНЦЕ прошлого года вступили в силу довольно жесткие поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Беларуси. Жесткие именно для тех, кто любит сесть за руль под мухой. Самая радикальная при этом мера — конфискация автомобиля. Причем разрешено изымать не только личные машины, но и транспортные средства, независимо от права собственности на них. Конфисковать могут самосвал, погрузчик, комбайн, трактор. От этой строгой меры наказания уже понесли убытки сельхозпредприятия, где пьянство за рулем пока еще трудноразрешимый вопрос. Первый случай конфискации трактора — в Дрибинском районе. Лишились «железного коня» и на Пружанщине, а также в Калинковичском районе. Да, отвечает за технику перед законом хозяйство. А почему не механизатор, которого наказывают лишением прав и штрафом? Хотя несправедливо повесить ярлык «виноват» на одного тракториста. Есть, например, инженерная служба, которая должна проследить за состоянием водителя. Высадить из кабины, если тот подшофе. На худой конец, уволить. Что же нужно изменить, чтобы закон о конфискации транспорта не бил сильно по карману СПК и оставался справедливым? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент «СГ» отправился в Буда-Кошелевский район. Здесь в ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» за поездку на тракторе в нетрезвом виде осудили очередного пьяного «повторника». В создавшейся там ситуации мы разобрались с позиции двух сторон: аграриев и правоохранителей.

Как избежать явных перекосов при конфискации сельхозтехники за неоднократное бражничество механизаторов

В КОНЦЕ прошлого года вступили в силу довольно жесткие поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Беларуси. Жесткие именно для тех, кто любит сесть за руль под мухой. Самая радикальная при этом мера — конфискация автомобиля. Причем разрешено изымать не только личные машины, но и транспортные средства, независимо от права собственности на них. Конфисковать могут самосвал, погрузчик, комбайн, трактор. От этой строгой меры наказания уже понесли убытки сельхозпредприятия, где пьянство за рулем пока еще трудноразрешимый вопрос. Первый случай конфискации трактора — в Дрибинском районе. Лишились «железного коня» и на Пружанщине, а также в Калинковичском районе. Да, отвечает за технику перед законом хозяйство. А почему не механизатор, которого наказывают лишением прав и штрафом? Хотя несправедливо повесить ярлык «виноват» на одного тракториста. Есть, например, инженерная служба, которая должна проследить за состоянием водителя. Высадить из кабины, если тот подшофе. На худой конец, уволить. Что же нужно изменить, чтобы закон о конфискации транспорта не бил сильно по карману СПК и оставался справедливым? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент «СГ» отправился в Буда-Кошелевский район. Здесь в ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» за поездку на тракторе в нетрезвом виде осудили очередного пьяного «повторника». В создавшейся там ситуации мы разобрались с позиции двух сторон: аграриев и правоохранителей.

I.  С  позиции  аграриев

ТРАКТОРИСТА зовут Александр Ладисов. Его задерживал госавтоинспектор Буда-Кошелевского РОВД Денис Муравейников. Он и рассказал мне, как это было.

— В отдел поступил тревожный сигнал: в хозяйстве за рулем трактора нетрезвый водитель, — говорит Денис Валерьевич. — В половине четвертого дня я остановил трактор «Беларус» без регистрационных номеров. Водитель был пьян. Алкотестер показал 2,2 промилле. Составил административный протокол. Когда данные вносил в базу, оказалось, что в течение года Ладисов уже привлекался к административной ответственности за управление транспортом в нетрезвом виде.

Первый раз Александр попался, когда работал дальнобойщиком на фуре в Жлобине в ООО «Автовиктория». Как-то вечером после распития спиртного решил поставить машину на автостоянку, но там задержали сотрудники ГАИ. Алкотестер показал превышение нормы алкоголя в крови. В итоге по решению суда ему назначили штраф — 2 млн. рублей, лишение прав на все виды транспорта на 3 года.

О последнем Ладисов, приступая к работе на тракторе в хозяйстве, руководству не сказал. Ему доверили новый «Беларус», на котором предстояло развозить корма на молочно-товарной ферме, содержать животноводческие помещения    в    чистоте.

Хотя зарплату предложили небольшую, но зато не надо колесить по чужим странам. А там — хорошо оплачиваемые весенне-полевые работы, уборочная…

— Механизаторы в сезон у нас получают по 8 миллионов рублей. Они знают цену водительскому удостоверению, — говорит заместитель директора по идеологии ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» Олег Кунделев. — Поступок Александра Ладисова у его коллег вызвал недоумение. Ведь нареканий никогда не было — тихий и скромный, дисциплинированный (ни одного прогула). Не замечали за ним, что перед выездом опрокидывал стакан или рюмку. В то утро трактористов проверял инженер по охране труда Алексей Кучерявый. По его свидетельству, Ладисов был трезв. Вполне мог выпить после обеда, зная, что ближе к вечеру проверяют водителей выборочно.

Тракторист никак в тот день не ожидал, что попадется инспекторам ГАИ.

«Меня подкараулили возле деревни Пуща, — говорит Ладисов. — Я ехал с фермы ставить трактор в гараж. Может, меня подставил кто-то из «доброжелателей», хотел мое место занять, вот и сдал милиции».

— Трактор новый, не каждому достанется, — вздыхает экс-тракторист (ему и в голову не приходит, что корень проблем в нем самом). — Но в итоге получилось ни себе ни другим. Некрасиво это. Где теперь взять денег? Жена работает в колхозе, у нее зарплата невысокая. Кредит банк не даст. И родственников нет, чтобы помогли.

АЛЕКСАНДР продолжает работать, только в другой должности — животноводом на ферме. Ежемесячные удержания из зарплаты за конфискованный трактор минимальные, 10 процентов. Это и есть исправительные работы, которые назначил суд. Время отбытия наказания — один год и шесть месяцев. Процент отчисления из зарплаты и срок — небольшие. Не хватит, чтобы животновод возместил даже 20 миллионов рублей от стоимости трактора.

Юрисконсульт хозяйства готовит документы для подачи иска о полной компенсации стоимости. И, скорее всего, суд удовлетворит иск. Сумму будут взыскивать из зарплаты не полтора года, а где-то около 20 лет. Учитывая, что животноводу сейчас 49, он и до пенсии не рассчитается с долгом.

Конфискация трактора отразилась не только на финансовом положении хозяйства.

— Обидно, что опечатали новый транспорт, на котором пахать и пахать. Посевная на носу. Производственный процесс, конечно, не остановится, но нам придется работать не в одну, а в две смены, — рассказывает Олег Кунделев. — Поскольку основная причина случившегося — человеческий фактор, то и наказывать нужно нарушителя. Лишением прав пожизненно, без возможности восстановления. И оговорить на уровне законодательства, за что тракторист несет материальную ответственность.

— Забирать трактор — слишком жесткая мера. На первый раз нашего Ладисова нужно простить, вернуть трактор в хозяйство, — заявляют в один голос механизаторы Александр Максименко и Сергей Авраменко, которые готовят к весне технику.

— Забирайте лучше мой «Беларус», ему 25 лет. Не так жалко, как этот, — предложил механизатор Николай Кучер, работающий с ними.

— Думаете, другой не будет пить? Вряд ли, — сомневается сторож Людмила Стригалева. — Сколько случаев, когда у нетрезвых отбирали машину. Пока сам человек не осознает, толку не будет. А вот технику не стоит забирать. Если изымать, то личный транспорт.

ПОКА трактор из хозяйства не забрали. Его опечатали, третий месяц стоит на приколе на машинно-тракторном дворе. Останется ли в районе — еще вопрос. Как и то, сколько точно придется платить трактористу. Все зависит от решения суда после подачи иска хозяйством.

— 181 миллион — это предварительная оценка трактора, которую сделал судебный исполнитель, — рассказывает начальник отдела принудительного исполнения Буда-Кошелевского района Анатолий Зыблев. — Окончательную оценку даст комиссия по конфискату в райисполкоме. Она же примет решение, куда отправить трактор. Последние процедуры будут сделаны в ближайшее время.

КСТАТИ

В Беларуси с начала года уменьшилось число нетрезвых за рулем, рассказал «СГ» старший инспектор отдела агитации и пропаганды управления ГАИ МВД Беларуси Александр Бруй. Если в прошлом году задержано 4557, то в этом 3542 водителя подшофе.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

(Окончание следует.)

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter