Ударим трактором по пьянству и... экономике

В СУББОТНЕМ номере «СГ» подробно рассказывала о случае в ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» Буда-Кошелевского района, когда по вине пьяного «повторника» у хозяйства отобрали трактор. Тогда наш корреспондент, разбираясь в обстоятельствах дела, встретился не только с виновником произошедшего, но и выслушал точки зрения аграриев. Они выступили против такой жесткой меры, как конфискация трактора. А какова позиция правоохранителей? Корреспондент «СГ» с помощью представителей районных прокуратуры и суда попытался выяснить, можно ли двум сторонам найти компромисс.

Как избежать явных перекосов при конфискации сельхозтехники за неоднократное бражничество водителей?

В СУББОТНЕМ номере «СГ» подробно рассказывала о случае в ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» Буда-Кошелевского района, когда по вине пьяного «повторника» у хозяйства отобрали трактор. Тогда наш корреспондент, разбираясь в обстоятельствах дела, встретился не только с виновником произошедшего, но и выслушал точки зрения аграриев. Они выступили против такой жесткой меры, как конфискация трактора. А какова позиция правоохранителей? Корреспондент «СГ» с помощью представителей районных прокуратуры и суда попытался выяснить, можно ли двум сторонам найти компромисс.

(Окончание. Начало в номере за 22 февраля.)

II. С позиций прокурора и судьи

В БЕЛАРУСИ по новому законодательству сельхозмашин лишили всего несколько предприятий. В их числе ОАО «Экспериментальная база «Пенчин». Прокурор Буда-Кошелевского района Сергей Матюшков жесткую меру наказания в отношении хозяйства, пострадавшего по вине нетрезвого механизатора, считает вполне справедливой.

— Закон есть закон. Его никто не отменял. Если хозяйство не расплатится за трактор, нагрянет проверка, и на руководителя ляжет вся ответственность, — убежден Сергей Матюшков. Почему должны делать исключение для сельхозорганизаций, их работников, недоумевает прокурор? Они ведь такие же участники дорожного движения, как и все остальные. Как только стартуют посевная или уборочная кампании, за руль серьезной техники почему-то считают возможным садиться и лишенные прав за вождение в нетрезвом виде, и закодированные.

— Нетрезвый — убийца, если садится за руль. Предупреждал всех руководителей сельхозпредприятий на районных совещаниях: принимайте строгие меры к пьяницам! — продолжает Сергей Матюшков. — Но этих мер со стороны руководителей в адрес нарушителей не последовало, что и привело к неприятным последствиям.

А между тем в Буда-Кошелевском районе большинство правонарушений совершено людьми именно в нетрезвом состоянии — от мелкого хулиганства до тяжких убийств. Когда выпивший тракторист ездит по полю — одна беда. Но когда возвращается, например, на мехдвор, риск потенциальной трагедии больше в разы: набирает скорость, пешеходы на дороге, встречный транспорт. Почти неизбежно ДТП.

Хотя нет гарантии, что и трезвый за рулем избавлен от ЧП с трагическими последствиями. Совсем недавно в том же Буда-Кошелевском районе на реконструкции трассы М8 Минск—Гомель погиб человек. Водитель самосвала давал задний ход, а прораб стоял сзади. Его переехали... А однажды трагедия случилась прямо в поле. Отец включил жатку, а сын в это время ее чистил. Остался без руки. Оба были трезвые.

— Везде — и не только в сельском хозяйстве, где работает сложная техника, — не должна терять бдительность инженерная служба, — поясняет Сергей Матюшков. — В ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» закрыли глаза на то, что тракторист мог приложиться к спиртному после обеда. В милицию ведь неспроста поступил тревожный сигнал. Значит, уже по поведению водителя Ладисова было видно, что тот пьян. Скажу больше — разве от бутылки пива «Алкотест» покажет больше 2,2 промилле? Никогда. Чтобы прибор так зашкаливал, минимум нужно три дня пить или одним разом опорожнить несколько бутылок.

Бывает, человек попался под мухой во время работы действительно случайно. Он не выпивоха, а ехал, допустим, после вчерашней свадьбы. Прибор показал 0,37 промилле. Так называемое «остаточное явление» на утро после бурного застолья. В этом случае водителя могут лишить и прав, и штраф выписать — достаточное наказание, чтобы провинившийся осознал свою ошибку. Ладисов, уже лишенный прав за вождение в нетрезвом виде, знал, что если еще раз попадется с «остаточным явлением», прощения не будет. Но все равно не сдержался.

И ВСЕ ЖЕ прокурор за хозяйство, лишенное трактора, переживает:

— Хорошо знаю, какие проблемы в хозяйствах, так как сам из сельской местности. Во многих не хватает специалистов, да и те не всегда добросовестно выполняют обязанности. Есть на фермах и падеж скота, и мусор, и пьянство. А тут еще у хозяйства и долги по трактору, который взят в лизинг. Сложная ситуация. Кстати, трактор за 181 миллион рублей — еще не самый дорогой из сельхозтехники. А если нетрезвый «повторник» попадется за рулем энергонасыщенного трактора или комбайна? Хозяйство понесет еще большие убытки.

Да, Генпрокуратура инициировала принятие поправок к законам. Но не значит, что они не могут быть изменены. Для этого в регионах следует накопить опыт рассмотрения таких дел, чтобы четко видеть недостатки.

— Все решения по «повторникам» направляем в Генеральную прокуратуру. Они аккумулируются. Не исключено, что мера наказания изменится в лучшую для хозяйств сторону, — считает Сергей Матюш.

СИТУАЦИЯ в Буда-Кошелевском районе стала хорошим уроком и на практике показала, какие выводы должны делать руководители СПК в будущем. Ладисов был лишен прав на три года на все виды транспорта. Но почему он свободно ездил на тракторе? Кто ему доверил? Виновных почему-то не нашлось. Полагаю, по той простой причине, что, принимая человека на работу, у хозяйств нет практики проверять, лишен «новобранец» прав или нет. Механизатор этой возможностью и воспользовался. Ему-то терять было нечего, права и без того забрали. А если бы сельхозпредприятия, скажем, ежеквартально, как предлагает прокурор Матюшков, проводили проверку водительского состава с ГАИ, где есть вся статистика о тех, кто лишен прав, не случалось бы историй, подобной той, в которую попало ОАО «Экспериментальная база «Пенчин».

Также прокурор считает, что прежде чем доверить трактор, нужно составлять договор материальной ответственности за технику на того, кто ею управляет. Тогда тракторист будет четко знать, за что отвечает.

Ситуация схожа с перепродажей легковых автомобилей. Поскольку для нового хозяина не обязательна доверенность, то машина так и «висит» на самом первом владельце, лишь бы меньше бумажной волокиты. Но приходит время — на машине совершили ДТП. Огромный штраф получает тот, кто первым продал эту машину (тот, кто сидел за рулем, будет наказан по уголовной статье). И не всегда владельцу удается доказать, что машина была продана.

— В ОАО «Экспериментальная база «Пенчин» уже были случаи ДТП с нетрезвыми водителями за рулем, — рассказал «СГ» председатель суда Буда-Кошелевского района Владимир Прокопенко. — Однажды работник предприятия взял служебную машину покататься вечером, а по дороге слетел в кювет. В итоге один пассажир разбился насмерть, второй — сильно пострадал. Стоит ли делать поблажки для нетрезвых за рулем? Конечно нет! Он завтра снова сядет в машину и поедет. Чтобы хозяйство не страдало по вине «безбашенных» работников, предлагаю компромисс: создать предприятиям льготные условия выкупа за трактор. То есть установить разумную, по заниженному коэффициенту, цену за сельхозтехнику. При условии, чтобы трактор вернули обратно в хозяйство...

КСТАТИ

Владелец трактора — хозяйство, а собственник «Белагросервис» — головное предприятие, которое в стране обеспечивает централизованную поставку тракторов в лизинг. Хозяйство взяло у «Белагросервиса» трактор в долгосрочную аренду (лизинг) и постепенно расплачивается за него. Поскольку технику конфисковывают, то всю сумму стоимости с хозяйства единовременно удержат.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

Буда-Кошелевский район

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости