Сначала нынешнего года начали действовать поправки в Налоговый кодекс, призванные активнее вовлекать в дело пустующие строения. Раньше местные Советы депутатов могли в пять раз увеличивать ставки налога на неэффективно используемую или простаивающую недвижимость. Теперь они имеют право поднять индекс до десяти. Одновременно в таком же размере возрастает и налог на землю, где расположены здания. Решения правильные. Но, по глубокому моему убеждению, недостаточные. Пора более пристальное внимание обратить и на пустующие сельскохозяйственные земли.
В прошлом году Комитет государственного контроля Минской области обнаружил в ОАО «Вилейский райагросервис» 87 гектаров земель, заросших деревьями и кустарниками. В Пуховичском районе насчитали 450 гектаров, на которых можно выращивать урожай, но они пустовали. Например, в сельхозфилиале ОАО «Минский завод игристых вин» 150 гектаров мелиорированных земель не использовались более 10 лет, что привело к их подтоплению, а впоследствии к заболачиванию и зарастанию. Но если в этом случае оправданием могла служить нехватка средств на мелиорацию, то как объяснить такой факт. На улучшение 158 гектаров в районе было потрачено около 2 миллиардов рублей, но на них ничего не сеяли.
В Брестской области нашли более 150 гектаров потенциально плодородных земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве. В СПК «Гортоль» Ивацевичского района 43 гектара за 5 лет простаивания заросли сорняками. ОДО «Милые виды» этого же района «забыло» об участке площадью 20 гектаров.
В стране утвержден Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия. Он предусматривает создание дополнительных биосферных резерватов, где будут размножаться редкие звери и птицы. Может быть, некоторые руководители сельхозпредприятий неправильно его поняли и решили включиться в реализацию этого документа? Но он не имеет никакого отношения к сельскохозяйственным землям. На них надо выращивать урожай.
В Налоговом кодексе есть такое положение. На земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки налога, увеличенные на коэффициент 10. Казалось бы, это хороший рычаг, чтобы заставить сельхозпредприятия вовлекать в оборот каждый клочок земли. Но ни к одному нарушителю он не применялся. Почему? Оказывается, «используемые не по целевому назначению» и «неиспользуемые» — две большие разницы. Если кто-то захочет землю сельхозназначения использовать для стадиона, налог поднимут в 10 раз. А когда просто ее забросит, то ему за это ничего не будет.
Хозяйства объясняют существование пустующих земель тем, что у них не хватает ресурсов, чтобы все обрабатывать. А по отношению к заболачиваемым аргумент такой: пусть государство их повторно мелиорирует, тогда будем засевать. Действительно, бюджетных средств не хватает на то, чтобы привести в порядок каждый участок. Но ведь Правительство не раз заявляло: к этой работе должны подключаться и сами сельхозпредприятия. Ведь затраты на обновление полей быстро окупятся дополнительным урожаем.
Думается, настала пора применить к пустующим землям такие же подходы, как и к зданиям. Не засеял поле — плати десятикратный, а может, и стократный налог. Уверяю: сразу же найдутся средства, тракторы, плуги, горючее. Только не хочется, чтобы доходило до таких мер. Те, кому земля принадлежит, должны чувствовать себя ее хозяевами, а не формальными владельцами.
Кто-то может сказать: зачем об этом говорить сейчас? Ведь земля пока в снегу. Но именно теперь и надо. Когда придет весна, все озаботятся текущими делами и опять позабудут о пустующих участках. Так почему бы сейчас, когда есть свободное от работ в поле время, оценить состояние всех земель и наметить, каким путем вводить пустующие в оборот.
gedroiz@sb.by