Удар о косяк

Гомельские новоселы пошли в решительную атаку на бракоделов...

Гомельские новоселы пошли в решительную атаку на бракоделов. И заняли тактически важный плацдарм. Под огнем жалоб будущих жильцов оказался руководитель строительной организации.


За сроком давности


Этот роковой дом под номером 6 расположен в микрорайоне 20–а областного центра. Привычного адреса он пока не имеет. Хотя должен был им уже обзавестись. Подрядчика новостройки — СМП    № 716 ОАО «Трест «Белтрансстрой» — обязывали подступиться к сдаче объекта на исходе минувшего года. Не вышло.


— Строительство началось с задержкой практически 5,5 месяца, — пытался найти оправдательные аргументы в горисполкоме руководитель стройорганизации Николай Колеснев. — Первые деньги мы тоже получили с задержкой. По ходу возникали проблемы с качеством работ, выполненных субподрядчиком. Пришлось, например, разбирать кирпичную кладку...


Однако городские чиновники не спешили разделять трудности подрядчика на пути к готовности объекта. Директор управления капитального строительства горисполкома Игорь Адарченко, выступающий с позиции заказчика, не видел в них безоговорочной объективности:


— Все было в руках руководства СМП. Принимая эти объяснения, мы шли навстречу организации. Несколько раз переносили сроки ввода объекта. Однако и в начале августа работы здесь не выполнены в полном объеме.


Дом и вправду всем дался. Причем не только сроками. Но и качеством. Коллективные жалобы, идущие отсюда потоком, побили все «антирейтинги». Именно поэтому местные власти на последнем заседании исполкома предложили головной организации освободить руководителя СМП № 716 от занимаемой должности. Ускорит ли столь жесткий подход сами работы и сведет ли к минимуму недоделки?


Обманчивая внешность


В день моего приезда на объект процесс шел ударными темпами. Фасад, увешанный люльками, на глазах преображался...


— Нам всего–то и осталось: внешняя отделка и благоустройство дворовой территории, — рабочие очерчивали финишную прямую.


Жильцы, однако, горизонты расширяли. Будущий новосел Павел не поленился в который уже раз подняться со мной на девятый этаж в свою однокомнатную квартиру:


— Два месяца назад меня пригласили в городской УКС и предложили высказать все претензии прорабу СМП по качеству работ. Но даже после этого я не увидел, чтобы кто–то исправлял брак.


Павел водит по местам ключевых недостатков. Ни одна из межкомнатных дверей не закрывается. Проступили контуры потеков в углу кухни. На балконе — голый металлический каркас без изоляционного слоя пеностекла.


— Что и к чему здесь крепить? — растерян жилец. — Мы уже потеряли надежду, что дом когда–нибудь сдадут. Хотя, может, после этой встряски наступят перемены?


Что проблема качества по–прежнему актуальна, и не только для дома № 6, говорит сухая статистика: за шесть месяцев в горисполком поступило 459 обращений по строительному браку и недоделкам. Цифра внушительная даже с учетом того, что объемы строительства жилья в городе ныне выросли на 30 процентов, а количество жалоб в сравнении с прошлым полугодием осталось практически прежним. Понятно, что тема эта непростая. Качество зависит и от проектантов, и от поставщиков материалов, и от исполнителей. Внутренняя система контроля стройорганизаций также, по всей видимости, дает сбои. И надзорные службы не всегда поспевают за масштабами и темпами. В общем, есть поводы для размышления и перемен, которые давно назрели.


Кто так строит?


В Гомеле настроились кардинально ломать «бракодельную» тенденцию. Причем не только принуждая строителей к работе над фактическими ошибками по итогам оборванных жильцами «горячих линий», но и делая все, чтобы исключить их в будущем. Ради этого недавно провели детальный анализ недоделок по каждой новостройке. Вырисовалась любопытная картина. У ряда стройорганизаций обнаружился собственный почерк брака. То есть отклонения от нормы, повторяющиеся от объекта к объекту.


— Скажем, у одних это нарушения по каменной кладке и устройству стяжек пола, у других — дефекты при установке конструкций, — вдается в подробности директор УКСа Игорь Адарченко. — Детальный расклад дает нам возможность настаивать на принятии подрядчиком точечных мер по исправлению ситуации: приобрести новое оборудование, пересмотреть технологию...


— Если картина ясна, то почему не отказаться от услуг тех, кто строит некачественно? — сам собой возникает вопрос.


— До сих пор мы испытывали недостаток в строительных организациях и не имели возможности выбора. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. В стройорганизации приходит понимание, что качественная работа в срок — это мощный резерв экономии и повышения рентабельности за счет снижения потерь. Или один раз хорошо сделать, или — сдать с браком, а потом оплачивать штрафы и заниматься устранением недоделок. Уверен, эффект даст и недавно введенная норма, по которой дом не может быть принят в эксплуатацию без расписки жильцов об отсутствии претензий.


Теперь гомельские власти будут дважды в год под микроскопом рассматривать накопившиеся замечания по каждой новостройке. Там, где они приблизятся к критической точке, до непопулярных мер рукой подать. Прагматизм подобного хода лежит на поверхности: избавить новоселов от хождения по мукам и не взрастить жилфонд, который через пятилетку потребует досрочного капитального ремонта.


Кстати


В Гомельской области в первом полугодии не сдано в эксплуатацию 33 жилых дома, подлежащих вводу. Из них 7 — в областном центре.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter