Интервью с председателем БФБ Дмитрием Тихомоловым

Ударь и помни

Утверждают, что впервые определять сильнейших с помощью кулаков люди начали пять тысяч лет назад. На этом фоне история белорусского бокса выглядит скромно. Тем более что и с точкой отсчета ясности до сих пор нет. Кто–то утверждает, что все началось с соревнований в Гродно в 1911 году, кто–то вспоминает 1917–й или даже жестокое поражение первой белорусской команды от азербайджанцев в 1930–м... Официальная версия отсчитывает время с 1929–го, когда вслед за Борисовом первая секция бокса открылась и в Минске. В любом случае это не столь существенно. Куда важнее то, что за эти 85 лет «обмен мнениями с помощью жестов» стал заметным явлением в белорусском спорте. О том, как удержать поднятую прежними поколениями бойцов планку, мы говорим с председателем БФБ Дмитрием Тихомоловым.


— Даты вроде той, что в эти дни отмечает белорусский бокс, не только приятны, но и полезны для того, чтобы оглянуться и оценить место, которое мы занимаем на мировом ринге. Судите сами: первым белорусским чемпионом СССР стал Владимир Коган. И это случилось аж в 1949 году — 65 лет назад! Потом появились Анатолий Хотенчик и Анатолий Иванов, которые в составе сборной СССР готовились к Олимпиаде 1956 года. Правда, по различным не зависящим от них причинам в Мельбурн они, к сожалению, не попали. 1961 — 1963 годы — эра Владимира Ботвинника, чемпиона Советского Союза в легчайшем весе. Потом пришел Борис Русак. В 1970–е годы медали на чемпионатах Европы завоевывали Эдуард Дубовский, Юрий Торбик, Валерий Почетухин, Геннадий Зенькович, на высшую ступень пьедестала на чемпионате СССР дважды поднимался Анатолий Березюк... Даже я в Лас–Вегасе выигрывал у американских боксеров, причем по очкам! То есть каждое десятилетие у нас появлялся боец, который занимал ведущее место на ринге СССР, а значит и в мировой классификации, будь в то время такая возможность, как минимум не потерялся бы. Не говоря уже о высочайшем достижении олимпийского чемпиона Вячеслава Яновского...


— Рассматривая старые фотоснимки, нельзя не заметить, сколько людей в то время приходило на трибуны. А сегодня то и дело приходится слышать о неуклонно снижающейся популярности данного вида спорта. Это не портит праздничного настроения?


— Это проблема не только бокса. Посмотрите, что происходит в других видах спорта. Люди стали другие. Немногие пытаются вникнуть, прочувствовать и ощутить суть происходящего. По–хорошему «заболеть». И это, кстати, не только спорта касается. Для предприятия, которым руковожу, я уже достаточно долго ищу толкового инженера со знанием английского. И не могу найти. Казалось бы, при чем здесь бокс? Но, на мой взгляд, это все детали одной картины. На вопрос «Куда же делись люди?» и преподаватели, и тренеры в один голос отвечают: «Такие теперь ученики пошли — никому ничего не нужно и не интересно». Вот и имеем, что имеем.


— Ситуация катастрофическая?


— Я бы так не сказал. Во все времена было достаточно большое количество людей, которые предвзято относились к боксу. Рассказывали на каждом углу, что там обязательно «отобьют голову», запрещали детям ходить на тренировки. От этого никуда не деться, и это, безусловно, влияет на общую ситуацию. К сожалению, мало кто рассказывает, что наш вид спорта лучше, чем любой другой, развивает такие качества, как мужественность, настойчивость, гибкость, ловкость. Плюс умение держать удар... Кстати, этим качеством, в широком смысле, сегодня обладают очень немногие.


— Парадокс: в США или Европе с их уровнем развития, и технологий в том числе, спорт в последние годы приобретает огромную популярность. А когда слушаю вас, у меня возникает ощущение, что у нас идет обратный процесс...


— Рано или поздно мы тоже к этому придем. Тем более что бокс относится к тем видам спорта, которые являются классикой и вряд ли когда–нибудь окажутся никому не нужными. Это как с музыкой. Моей дочери 23, но она слушает многие вещи, которые в свое время нравились мне. Элвис Пресли, «Битлз», Джо Кокер... Так и с боксом. Невозможно заставить его любить. Его нужно предлагать, представлять, показывать, но к пониманию сути человек должен прийти сам. Так поступали, допустим, в США, и сегодня люди — обычные любители — платят там серьезные деньги за возможность ходить тренироваться в зал бокса. А занятия с тренером влетают в копеечку даже по американским меркам. И желающих полно!


— Вы считаете, что подобная картина возможна в Беларуси?


— Мы думаем над тем, как к этому прийти. Запустили, например, платную детскую группу, и она оказалась востребованна. Причем свой выбор родители занимавшихся там детей объясняли просто: «Раз берут деньги, значит, точно будут с сыном заниматься, да и сам он будет относиться к тренировкам серьезнее». Не думаю, что такие группы в одночасье решат все наши проблемы, но это очень важный шаг вперед. Как и работа на местах. Несложно взять одного из лидеров национальной сборной и прийти с ним в школу. После такого личного примера, как показывает практика, число желающих надеть перчатки ощутимо возрастает. Или телевидение. Я говорю не только про трансляции боев. В США, например, снимается огромное число фильмов, в которых главными героями становятся «правильные» персонажи. Полицейские, например. Или боксер Рокки. И дети хотят быть полицейскими или военными. После выхода на экраны «Рокки» каждый второй хотел стать боксером! А у нас много спорта на теле– и особенно киноэкране? И в каком виде тот, который есть?


— Еще немного критики, если позволите. Бокс, как и любой вид спорта, оценивают по результатам. И болельщики в том числе. А наши парни даже на домашнем чемпионате Европы не смогли подняться на высшую ступень пьедестала...


— Безусловно, в белорусском боксе был серьезный спад. Причина у него не одна, но во многом процесс предопределила погоня за сиюминутным результатом, деньгами, которая отодвинула на задний план необходимость обращать внимание на молодое поколение. О нюансах и деталях этого процесса говорилось и писалось уже много, но факт остается фактом: очень многие талантливые ребята в этот период или исчезли, или ушли в профессионалы, где, впрочем, также недолго боксировали. Сейчас мы дали возможность проявить себя молодым бойцам и тренерам, периодически просматриваем их на сборах. И в результате ту сборную, которая у нас есть сейчас, можно считать самой перспективной командой за последние лет десять.


— Тем не менее буквально накануне недавней матчевой встречи с итальянцами расположение команды покинул Иван Баранчик, который буквально в тот же день заявил о своем желании выступать на профессиональном ринге. Вам не кажется, что конфликт профессионального и любительского бокса тормозит развитие обоих видов спорта?


— Что касается Баранчика, то даже сами ребята были в шоке от такого поступка и попросили вычеркнуть его из списка членов федерации. К слову, ранее «профи» точно так же украли у нас Сергея Рабченко. Для любительского ринга это была, конечно, серьезная потеря. Парень мог достичь очень высоких результатов, в том числе на Олимпиаде в Лондоне. К тому же в его подготовку были вложены большие деньги. Но ведь и профессиональный бокс, действуя подобными методами, никогда не получит действительно сильного бойца. Перейдя на профессиональный ринг с олимпийского пьедестала, тот же Рабченко котировался бы на порядок выше. И в денежном эквиваленте тоже. После того случая, кстати, мы попытались достичь компромисса. Ведь совсем неплохо, чтобы парни продолжали карьеру на профессиональном ринге, зарабатывали деньги. Но, как видно, жадность оказалась сильнее. Ведь как получается: все ребята общаются между собой, Рабченко рассказывает, что за бой получил, условно, 500 долларов. Но в профессиональном боксе это вообще не деньги! Там счет на сотни тысяч идет. Однако для нашего боксера–любителя, который получает тысячу долларов в месяц, перспектива боксировать где только можно и «рубить бабло» запросто может оказаться соблазнительной. И достаточно чуть поднажать на него... Только вот будущего у такого варианта нет. С другой стороны, зарабатывать те же, и даже большие деньги сегодня можно, выступая во Всемирной серии бокса. Но там уровень такой, что условный Баранчик никого не интересует. А вот местным «профи» он отлично подойдет в качестве «мешка».


— А где выход?


— Мы будем обсуждать эту проблему с Министерством спорта, которое дает разрешение на получение лицензии. Видимо, придется запрещать... Хотя с точки зрения развития и продвижения бокса это далеко не лучший ход. Самым большим подспорьем для популяризации того или иного вида спорта считаются результаты. И, пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность всем боксерам, в разные годы защищавшим честь белорусского бокса. У нас и сегодня есть сразу несколько ребят, которые потенциально могут подняться на олимпийский пьедестал. Но в действительности бокс — командный вид спорта, и именно от работы и заботы всех неравнодушных к нему людей зависит, в каком настроении мы будем встречать следующий юбилей.


komashko@sb.by


Советская Белоруссия №197 (24578). Среда, 15 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter