«Удалось главное — завоевать сердца слушателей»

Ростислав Кример — о духовной подпитке и воспитанном зрителе

Ростислав Кример — о духовной подпитке, воспитанном зрителе и звездных гостях Международного фестиваля Юрия Башмета в Минске

С 6-го по 13 октября в Минске пройдет 5-й Международный фестиваль Юрия Башмета. В белорусской столице вновь соберутся мировые звезды классической музыки и лучшие представители нового поколения талантливых исполнителей. О будущем празднике для меломанов мы беседуем с инициатором и художественным руководителем фестиваля, известным молодым белорусским пианистом Ростиславом Кримером.

— Ростислав, пятый по счету фестиваль, дата пусть и не «круглая», но все же юбилейная, и, значит, есть повод подвести некоторые итоги: что удалось, что пока не получилось?

— На мой взгляд, удалось самое главное – завоевать сердца белорусских зрителей. У нас появились постоянные слушатели – люди совершенно разных профессий, разного уровня достатка. Фестиваль стал для них замечательной духовной подпиткой, которую ждут и которая наполняет впечатлениями на весь год. Думаю, пятый фестиваль – это уже не случайность, а закономерность. За это время он прекрасно себя зарекомендовал, став одним из крупнейших на территории СНГ. О нем знают сегодня все знаменитые фестивали мира, сюда не нужно убеждать приезжать артистов. Они делают это с большим удовольствием, за гонорары куда более скромные, чем полагаются при их звездном статусе в России или Европе. Для многих из музыкантов выступать на фестивале Башмета в Минске – это честь и престиж.

— Каждый из прежних фестивалей содержал какую-то интригу для зрителей – то прибытие в Минск уникальной скрипки Страдивари, то шествие скоморохов в центре столицы, то эксперименты с синтезом классики и других музыкальных жанров, то обращение к опере и балету… Что придумали на этот раз?

— В связи с пятилетием решили как раз сделать все более традиционно. Ведь первостепенная задача фестиваля – это классические концерты. Если раньше мы что-то выдумывали, то именно для того, чтобы вызвать интерес к классике. Сегодня, к примеру, мы не ставим целью смешивать стили: в этом отпала необходимость. Фестиваль уже набрал обороты, и подтверждение тому – огромная скорость, с которой с момента поступления в продажу сметаются билеты. На некоторые концерты они были раскуплены сразу же. А это показатель, говорящий о том, что мы добились своей цели.

— И все же кого увидим и услышим в Минске?

— Прежде всего двух обладателей премии «Грэмми» — Юрия Башмета с «Солистами Москвы» и Гидона Кремера с «Кремератой Балтикой». Это, замечу, престижно и круто, не каждый фестиваль в мире может себе позволить подобное выступление сразу двух звезд такой величины.

Впервые участником фестиваля станет Алексей Любимов – народный артист России, выдающийся музыкант и интереснейшая личность. Для меня он пианист первой десятки мира, и его выступление в Минске — огромная для нас честь. Кроме того, Алексей Любимов даст мастер-класс для студентов нашей Академии музыки. Кстати, в этом году во второй раз в течение фестивальной недели для молодых талантливых исполнителей в Минске будет работать «Молодежная музыкальная академия стран СНГ».

Еще один новый гость фестиваля — Марио Брунелло. В 1986 году он был первым представителем Италии, получившим первую премию на конкурсе им. Чайковского в Москве. С этим связана целая история. Присуждать первую премию итальянцу не хотели, но его выступление было столь блистательным, а отрыв от остальных конкурсантов столь огромным, что жюри ничего не оставалось, как признать триумф Марио Брунелло. Сегодня он – самый известный итальянский вио-лончелист, выступающий с лучшими оркестрами и дирижерами мира.

В одном из фестивальных концертов Марио Брунелло и Алексей Любимов выступят с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, управлять которым будет знаменитый маэстро Юстус Франц, который тоже впервые приедет в Минск. Юстус Франц — один из самых известных дирижеров Германии, ученик Леонардо Бернстайна, создатель и главный дирижер знаменитого интернационального оркестра «Филармония Наций». Наверное, нет в мире ни одного крупного зала, где бы он не выступал со своим коллективом. А это дорогого стоит: не каждого дирижера приглашают во многие страны мира вместе со своим оркестром, причем большим симфоническим.

Не могу не сделать акцент и на концерте камерного ансамбля «Хортус Музикус» из Эстонии. Это старейший и, пожалуй, самый уважаемый ансамбль старинной музыки в Европе. Участники коллектива посвятили ее исследованию десятилетия, и то, что они возрождают, – это просто сокровищница! Их концерты будто переносят в атмосферу XVII века: камзолы, аутентичные инструменты с жильными струнами и необычными смычками… Пропустить такое действо непростительно. Конечно, потом по телевизору этот концерт мы покажем. Но, понятно, что совсем другое дело услышать его в живом исполнении, с хорошей акустикой в зале Белгосфилармонии.

— Дорого ли обойдется зрителю все это фестивальное музыкальное пиршество?

— Наш фестиваль – проект не коммерческий, у него нет цели зарабатывать деньги, и мы стараемся делать билеты по возможности максимально доступными для зрителей. В этом году они даже дешевле, чем в прошлом, в среднем цена — от 20 до 80—90 тысяч рублей. Для сравнения: при коммерческом подходе к подобному мероприятию с участием звезд мировой величины билеты должны были бы стоить по 200—500 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.

— Вы пятый год достаточно успешно занимаетесь организацией и проведением Международного фестиваля Юрия Башмета в Минске, летом устроили приезд с концертом легендарного Элтона Джона. Чем привлекает вас, известного пианиста, продюсерская деятельность? И не мешает ли она карьере музыканта?

— Меня привлекают проекты интересные, значимые, которые останутся в истории нашей страны, нашей культуры. Уверен, что фестиваль Башмета уже сегодня можно назвать именно таким. Не буду пока анонсировать звездных имен, но немало интересных задумок есть и на будущее. А что касается музицирования и моих собственных выступлений, то все можно успеть: утром и вечером репетируй, в течение дня занимайся оргвопросами — и все успеешь. Пока позволяет здоровье, надо делать максимум. Помешать развитию карьеры может разве что отсутствие возможности давать концерты, но эта возможность, слава богу, есть. Вот и на фестивале буду играть в квартете с Юрием Башметом, Гидоном Кремером и литовской виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте. Кстати, в программе этого концерта камерной музыки состоится мировая премьера – будет исполнен дуэт для скрипки и виолончели «Гольфстрим» известного украинского композитора Виктории Полевой, который еще нигде не звучал и который первыми услышат зрители на фестивале в Минске.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter