В Беларуси прошла XVII Ассамблея деловых кругов

Удачные идеи бизнес-недели

Непростые условия на внешних рынках и проблемные моменты при работе на внутреннем рынке стали для нашего бизнеса настоящим вызовом. От того, насколько грамотно наши предприниматели смогут на него ответить, зависит многое. Оценить ситуацию и выработать общую стратегию дальнейшей деятельности крупные деловые ассоциации страны попытались совместно с представителями Правительства и дипломатами на XVII Ассамблее деловых кругов, которая в этом году проходила под девизом «Вызов кризису».

Мероприятие по праву стало ключевым событием проходящей сейчас Недели белорусского предпринимательства. Во-первых, самое активное участие в нем приняли представители власти. Во-вторых, участники ассамблеи окончательно обсудили проект «Национальной платформы бизнеса». Этот документ, который предприниматели сообща пишут каждый год, является своеобразной дорожной картой партнерства предпринимателей и государства и предлагает стратегию развития в новых условиях на внешних рынках. Сами бизнесмены называют платформу «антикризисной», и это не просто громкое заявление. Разработчики полагают, что сборник предложений по улучшению делового климата станет частью системных мер по созданию Беларуси будущего — страны с развитой финансовой системой, стабильными ценами, открытой конкуренцией банков, страховых компаний, торговых сетей и розничной торговли. Определены здесь и главные «моторы» экономического роста — кооперация большого и малого бизнеса, развитые кластеры, государственно-частное партнерство, диалог бизнеса и власти. Проект платформы-2016 содержит 81 предложение и определяет такие приоритетные направления по улучшению делового климата, как добросовестная конкуренция, эффективная дебюрократизация, регуляторная оптимизация, экономическая безопасность, честная приватизация, ответственное партнерство. 

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Владимир Карягин так обозначил основной посыл нынешней ассамблеи: 

— Мы должны буквально заболеть идеей агрессивного маркетинга, очень активной экспортной программой, созданием конкурентоспособной продукции. Надо развивать белорусский бренд, снижать затраты и себестоимость готовой продукции минимум на 25%. Нужно искать новые рынки, учиться на них работать, при этом оказывать помощь экспортерам, чтобы у них было меньше рисков. И, конечно же, назрела необходимость вводить инновации в продукт, чтобы можно было отличаться качественными и ценовыми характеристиками. 

Впрочем, обсуждали на ассамблее не только платформу и пути реформирования деловой среды. Министр экономики Владимир Зиновский обратил внимание участников на то, что работать всем приходится в непростое время, когда государство мобилизует ресурсы и меняет традиционные подходы к принятию решений, делая акцент на снижении затрат. Отдельно министр остановился на президентском Указе № 78, на который стоит обратить внимание всему предпринимательскому сообществу: 


— Некоторые уже успели покритиковать этот документ, но я советовал бы пристальнее взглянуть на то, что он нам дает. Прежде всего, речь идет о дополнительных мерах по развитию добросовестной конкуренции и улучшению эффективности антимонопольного регулирования. Последняя тема у нас развивалась непросто из-за того, что государство выступало одновременно регулятором и собственником. Теперь указ определил приоритет: конкуренция на внутреннем рынке превыше всего. Сейчас готовится проект документа о придании функций независимого антимонопольного органа Министерству торговли. Кроме того, поставлена задача поступательного снижения ставок по кредитам для бизнеса.


Также документом предусматриваются возможное уменьшение цен на газ и сокращение перекрестного субсидирования, что позволит снизить тарифы на электроэнергию для предприятий. Производственный бизнес, считает министр, только выиграет от этого. Еще одна из первостепенных целей — ускорение развития малого и среднего предпринимательства (МСП), его вовлечение в экспортную и импортозамещающую деятельность. Кардинально меняется и механизм выдачи экспортных кредитов: теперь такие займы могут выдаваться напрямую покупателям-нерезидентам. 

Владимир ЗИНОВСКИЙ

По словам Владимира Зиновского, вместе с сокращением избыточных функций государства также объявлено о минимизации госпроверок. Вспомнили участники и о другом документе: новой редакции Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Ожидается, что в ходе реализации обновленной директивы удастся завершить формирование базовых условий для развития предпринимательства, добросовестной конкуренции, исключить вмешательство государства в ценообразование, сформировать современную систему бизнес-образования. В этом документе также определено: производство должно стать приоритетным направлением для предпринимательства. Обеспечить оптимальные условия работы для бизнеса и оказать финансовую поддержку рассчитана и госпрограмма «Малое и среднее предпринимательство на 2016—2020 годы». В документе определены два целевых показателя: доля МСП в валовой добавленной стоимости страны к 2020 году — 32% и увеличение доли субъектов МСП (включая ИП), в общей численности занятых в экономике, до 35%. Объем расходов на финансирование программы составит 6 триллионов рублей. 


По мнению Владимира Зиновского, если бы все меры, о которых идет речь в упомянутых документах, были реализованы в прошлом году, то в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна находилась бы на седьмой строчке. Кстати, еще одним шагом для улучшения диалога бизнеса и власти станет предложение Минэкономики увеличить долю представительства частного бизнеса в общественно-консультативных советах до 50% их списочной численности. Такая мера, уверены в ведомстве, позволит всем двигаться вперед.

ЦИТАТА

Владимир КОЛТОВИЧ, министр торговли:

— Мы вплотную подошли к созданию на базе Минторга самостоятельной службы антимонопольной политики и развития конкуренции. Так сложилось, что наше министерство уже не является только торговым в чистом виде. Мы выполняем межведомственные функции, работаем в сфере госзакупок, контроля и регулирования цен, защиты прав потребителей и контроля за рекламой. Такой функционал в сочетании с контролем на потребительском рынке фактически является инструментом антимонопольной политики и развития конкуренции. Основой движения вперед нам видится выбор в пользу эффективности путем создания равных условий для всех налогоплательщиков независимо от формы их собственности, а также защита их от недобросовестной конкуренции.

СПРАВОЧНО

С 29 февраля по 4 марта в стране впервые проходит Неделя белорусского предпринимательства. В Минске и регионах прошли акции «Предприниматель о предпринимательстве», состоялось заседание общественно-консультативного совета при Минэкономики на тему «Развитие школьных компаний», проведены круглые столы о перспективах социального предпринимательства, консультации по актуальным вопросам налогообложения, а также об изменениях в законе о хозяйственных обществах. 

Сегодня пройдут семинар «Механизм разрешения торговых споров во Всемирной торговой организации» и мастер-класс «Коучинг для эффективного руководителя», завтра состоится круглый стол по вопросам женского предпринимательства. Всего в ходе Недели белорусского предпринимательства запланировано более полусотни мероприятий. 

konoga@sb.by

Появятся ли в школе деньги 


Один из известных представителей бизнес-сообщества неожиданно пропустил в свой голос нотки сентиментальности, когда стал вспоминать далекие 90-е, одну из первых поездок в Америку и искреннее удивление, когда там ему подарили набор образовательных слайдов для 4-летних детей. 


«С этого возраста их учат правильно воспринимать экономические понятия на анимационных образах», — восхищение и сейчас не покинуло умудренного предпринимательского общественника. Конечно, у нас еще в детских садах не объясняют детям про добавленную стоимость на примере овечки, у которой растет шерстка и ее можно стричь. Но и в полной темноте и неведении об основных законах бизнеса наши подростки тоже не пребывают. И зачатки экономической теории в школах изучают, и даже собственные компании создают, познавая все сложности и превратности бизнеса на упрощенной, но практике. Бизнес-образованию в средних школах и посвятили очередное заседание общественно-консультативного совета при Министерстве экономики, которое прошло во время недели  белорусского предпринимательства. 

Детское и юношеское обучение основам экономики в Департаменте по развитию предпринимательства мудро взяли на заметку. Сегодня процесс активно проявляется на добровольных началах, по инициативе учителей, директоров школ, активных родителей. Чтобы показать детям, что бизнес и предпринимательство — это не столько переговоры в стильных апартаментах, подписание договоров золотыми ручками и респектабельные вечеринки, а прежде всего сложный, тяжелый и не всегда благодарный труд, в некоторых учебных заведениях даже создают школьные компании. Таких в Беларуси уже около 300. Правда, около половины приходится на Минск и область. Компании разные и по масштабам, и по принципу организации. От ярмарок, на которых ученики продают свои поделки, до хорошо организованных фирм, которые полноценно оказывают услуги, рассчитывают их цену и себестоимость, даже ведут бухгалтерию. 

«Формирование духа предпринимательства происходит вместе со становлением личности», — отметил заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Дмитрий Красовский. Вполне логично, что мыслить рыночными категориями, да и просто современными реалиями целесообразно учить с детства. Чтобы потом подростки не потерялись, вступая в эту непростую и полную противоречий жизнь. Один из сопредседателей республиканской конфедерации предпринимателей считает, что, так сказать, в начальном бизнес-образовании формируются философия бизнеса, его социальная составляющая, моральные принципы, культура предпринимательства. Кстати, в каждом государстве она своя, отличается множеством особенностей. В Америке вся мысль нацелена на будущее, желание заглянуть на несколько лет вперед, заложить первые кирпичики своей будущей конкурентоспособности. В Японии бизнес зиждется на национальном менталитете преданности своему делу, фирме, которая заключает с работниками пожизненные контракты. Словом, при всей интернациональности и глобализации у каждого национального бизнеса свое лицо. Белорусский портрет предпринимателя больше похож на карандашный набросок. Слишком молод наш частный сектор в разрезе истории буржуазии. Формировать морально-этические принципы предпринимательства предстоит будущим поколениям. И готовить их к ответственной работе логично начинать еще в школе. Конечно, не все участники школьных компаний в будущем откроют свое дело или даже станут наемными менеджерами. Но уже в детстве они отведают предпринимательского хлеба. Впоследствии смогут сделать осознанный выбор, определяя стезю во взрослой жизни. Но, как минимум, будут иметь представление о функционировании фирм и экономики. Да и на бизнес будут смотреть с другой точки зрения: к сожалению, пока у предпринимателей не самый безупречный имидж в обществе. Причем сомнения граждан порой даже очень несправедливы и стереотипны. 

Дмитрий Красовский отметил: Департамент по предпринимательству вплотную займется развитием школьных компаний. Нет, их не планируется ни контролировать, ни прописывать какие-то рамки или даже жесткие методические рекомендации. Сегодня самое главное, считает специалист, проанализировать складывающуюся практику школьной коммерции, законодательство и его влияние на эти процессы. Если смотреть на вещи с юридической прямотой, то детский труд-то у нас под запретом. Разрешен только с 14 лет, в щадящем режиме и под контролем родителей. Поэтому у школьных компаний возникает целый ряд правовых сложностей. Нет, они не работают вне закона, чтят и уголовный, и другие кодексы, но отсутствие соответствующего правового поля сковывает инициаторов подросткового бизнес-образования. Дмитрий Красовский затрудняется пока сказать, что необходимо сделать, чтобы устранить препоны для развития экономической грамотности на практике в средних учебных заведениях. 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter