Удача — награда за смелость

Сегодня в нашей рубрике мастер–класс дает лауреат премии «Телевершина–2005», зав. отделом спецпроектов, режиссер Белтелерадиокомпании Надежда ГОРКУНОВА.
Режиссеры Белтелерадиокомпании Надежда Горкунова и Владимир Иссат на втором национальном телевизионном конкурсе «Телевершина» победили в номинации «Лучший режиссер» за постановку новогоднего шоу на Первом Национальном телеканале «В гостях у Деда Мороза». Признаться, я присутствовала на съемках этого проекта в Беловежской пуще и могу подтвердить, что по размаху и драматургической сложности происходящее на площадке ничем не отличалось от производства художественного фильма. Но все–таки вершиной творчества этого режиссерского тандема, на мой взгляд, справедливо было бы назвать уникальный проект БТ «Площадь Победы». Напомню: идея состояла в том, чтобы в праздничный день «оживить» территорию Вечного огня. В прошлом году на импровизированной концертной площадке у обелиска Победы в прямом эфире выступали три симфонических оркестра из Беларуси, России и Украины. Разумеется, воспроизводился только живой звук. Неповторимость проекта «Площадь Победы» не только в технической сложности — заставить скрипки звучать под открытым небом, как в камерном зале. Идея задействовать необычным образом в телевизионной съемке символ нашей столицы, безусловно, говорит о способности авторов мыслить по–телевизионному креативно. Сегодня в нашей рубрике мастер–класс дает лауреат премии «Телевершина–2005», зав. отделом спецпроектов, режиссер Белтелерадиокомпании Надежда ГОРКУНОВА.

— Надежда, каково это — ощущать себя лучшим режиссером телевидения?

— Сегодня наградили нас, завтра наградят кого–то другого. Я, как все, работаю, не думая о премиях. Но приятно, когда тебя отмечают. Хочется свернуть горы.

— Сознайтесь, вам наверняка обидно, что жюри отметило ваше новогоднее шоу, а не уникальный проект «Площадь Победы»? Ведь задействовать территорию Вечного огня под масштабные телесъемки — это настоящее постановочное изобретение.

— Да, без ложной скромности скажу: это действительно «ноу–хау». Но я привыкла ко всему относиться философски. От того, что «Площадь Победы» не получила награды в этом году, благодарных звонков от зрителей не стало меньше. Не скрою, этот проект для меня очень много значит в плане повышения режиссерского мастерства. Кстати, поделюсь с вами радостью: на днях руководство Белтелерадиокомпании утвердило спецпроект «Площадь Победы–2006». Что касается концепции, в этом году мне не хотелось бы больше акцентировать внимание зрителей на тревожных эмоциях. Наоборот, наша цель — передать послевоенную атмосферу расцвета жизни, подъема и оптимизма. Не будем раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что концерт будет составлен из песен послевоенного кинематографа. И еще я очень надеюсь, что на «Площади» расцветет весенний сад.

— Звучит красиво. Но как вы это технически осуществите? Я о цветущем саде.

— С помощью волшебной силы искусства. Ну, а если говорить серьезно, то это колоссальная подготовительная работа, которая дает возможность сегодня не только придумывать, но и воплощать на экране самые дерзкие замыслы.

— Да, но телевидение до сих пор не научилось «договариваться» с погодой. Я помню, в прошлом году у вас были с ней большие проблемы.

— Действительно, двое суток перед концертом шел дождь. И уже всерьез вставал вопрос о том, чтобы отменить съемку. Согласно международному положению об условиях труда музыкантов симфонических оркестров температура воздуха не должна быть ниже плюс 14. А у нас в прошлом году 9 мая, если помните, было плюс 7 — 9 и 90 процентов влажности. Но паники на корабле не было. Все, кто работал в проекте, невзирая на экстремальные условия, держались «до последнего патрона». Признаюсь, я постоянно «разговаривала» с «Площадью», чтобы она нас «приняла», — вот так, от колоссального напряжения, и становятся мистиками. Надеюсь, в этом году обойдется без неприятных сюрпризов. Хотя кто от них застрахован? Кстати, несмотря на погоду, «Площадь Победы» в прошлом году, как нам потом сообщили, собрала порядка 150 тысяч зрителей. Не говоря о телевизионной аудитории.

— На концерт «За Беларусь!» 3 июля 2005 года пришло столько же народу. Похоже, теперь Первому Национальному и каналу ОНТ предстоит серьезная конкурентная борьба, чтобы побить рекорд прошлого года по охвату аудитории.

— Для меня лично момент соревновательности в творчестве изначально отсутствует. Он наступает позже, и в отличие от творческого процесса, который, по большому счету, охраняем небесами, сопряжен часто с расчетом и объективными обстоятельствами. Поэтому я придерживаюсь классического: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». В конце концов, это гораздо важнее для совести и души. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с ОНТ с Гран–при. Я с удовольствием смотрела концерт «За Беларусь!». И скажу, что там действительно были режиссерские и операторские находки.

— «Отдай другим игрушку мира — славу, иди домой и ничего не жди...» Я вижу, у вас на столе лежит сценарий документального фильма. Просто читаете или будете что–то снимать?

— Да, это мой сценарий. Называется «Сценарная имитация». Я планирую снять фильм о замечательном человеке, актере, а сегодня уже генеральном директоре Купаловского театра Николае Кириченко. Надеюсь, скоро приступим к съемкам. Документальное кино — это моя любовь. Помните, какой замечательный, крепкий «Телефильм» у нас был? Я надеюсь, безвременье продлится недолго. Нашему телевидению всего 50 лет. Это еще не возраст, чтобы так легко отказываться или забывать достижения предыдущих поколений. Документальное кино — особое искусство. Оно пишет саму жизнь.

— А что это такое — «Сценарная имитация»?

— Это мое восприятие чужой жизни. Я не хочу ничего утверждать. Я лишь хочу попытаться сымитировать на пленке жизнь моего героя.

— Так вы двумя проектами занимаетесь параллельно?

— Да... Но считаю это большим творческим счастьем. А может быть, очередным режиссерским экзаменом. Придется переключаться от камерного жанра к широкомасштабному. Как говорится, от шепота до крика. Нужные интонации найдутся. Кроме того, я работаю с людьми, которых считаю лучшими в своих профессиях. Например, с телеоператорами Владимиром Пронько и Костей Корниенко. Я могу быть абсолютно уверена, что мы говорим на одном языке.

— Надежда, не очень давно модно было писать о том, что практически за каждой женщиной на телевидении стоит мужчина. Сегодня вам такие слова слышать не смешно?

— А кто тебе правду скажет? Меня очень часто спрашивают, честно говоря, уже надоело, почему я выбрала «не женскую» профессию. Да, на съемочной площадке я более, скажем, сконцентрированная, чем в домашней обстановке. Для кого–то слишком требовательная, даже неудобная. И прикрикну, и без «антимоний» обойдусь... Но любая профессия требует полной отдачи, если ты работаешь на совесть. Я никогда не делила творцов по половому признаку.

— Откуда у вас силы берутся работать над двумя проектами одновременно?

— Все контрасты жизни принимаю со смирением и благодарностью. Потому что понимаю: именно они превращаются в творческую энергию и воплощаются на экране в виде новой идеи. Иными словами, для извлечения счастья требуется напряжение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter