Учитывать интересы друг друга

В мае, как и в прошедшие месяцы, социально-экономическая ситуация в республике в целом имела позитивную динамику. Руководство страны предприняло ряд целенаправленных и эффективных мер по обеспечению топливно-энергетической и продовольственной безопасности страны, оптимизации работы местной «вертикали» власти, упорядочению системы льгот и социальных гарантий.
В мае, как и в прошедшие месяцы, социально-экономическая ситуация в республике в целом имела позитивную динамику. Руководство страны предприняло ряд целенаправленных и эффективных мер по обеспечению топливно-энергетической и продовольственной безопасности страны, оптимизации работы местной «вертикали» власти, упорядочению системы льгот и социальных гарантий.
Наибо-лее значимыми внешнеполитическими событиями стали встречи главы государства Александра Лукашенко с лидерами Азербайджана и Ирана. В ходе состоявшихся переговоров были достигнуты договоренности о взаимной экономической поддержке, заключен ряд важных соглашений. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, одобрив проекты, связанные с поставками азербайджанской нефти в нашу республику, особо подчеркнул обязательность и результативность взаимоотношений с Беларусью. «Ни с одной другой страной такого быстрого решения не было. Это свидетельствует о взаимной заинтересованности в эффективном, плодотворном сотрудничестве», — сказал азербайджанский лидер.
Не менее плодотворной была встреча Александра Лукашенко с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. В ходе ее были устранены многие барьеры, мешавшие прежде интенсивному экономическому партнерству. Как свидетельствует совместное белорусско-иранское коммюнике, наши страны «намерены развивать взаимодействие в различных секторах нефтегазовой отрасли, в создании нефтеперерабатывающих производств, разработке нефтяных и газовых месторождений, в строительстве подземных хранилищ природного газа в Иране». В свою очередь Иран планирует более активно закупать белорусские товары.
Явно наметились элементы стабилизации и в белорусско-российских экономических отношениях. Особое и в какой-то мере символическое значение в этом плане имело подписание 18 мая договора о купле-продаже акций «Белтрансгаза» и дополнения к заключенному в конце декабря 2006 года протоколу о создании на его базе совместного газотранспортного предприятия. Тем самым процесс создания такого СП, имеющий более чем 13-летнюю историю, перешел в практическую плоскость. Подписание этих документов закладывает серьезную основу для оживления интеграционных процессов и активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Ведь достигнутое соглашение выгодно обеим сторонам — и «Газпрому», и Беларуси. Продав половину акций «Белтрансгаза» за 2,5 млрд. долларов (по цене, определенной независимыми оценщиками), наша республика в течение четырех лет будет получать ежегодно по 625 млн. долларов «живыми» деньгами. К тому же сохранение у Беларуси 50-процентного пакета акций оставляет ей достаточно действенные рычаги для отстаивания своих интересов в рамках будущего СП.
Казалось бы, соглашение по «Белтрансгазу» должно было снять все недоразумения, возникшие между нашими странами. И действительно, после этого можно отметить ряд позитивных тенденций. Так, уже 19 мая Владимир Путин подписал закон о ратификации двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения. Вслед за этим правительство РФ одобрило законопроект об отмене платы за регистрацию временно ввозимых транспортных средств из Беларуси. Министр финансов А.Кудрин подтвердил готовность России предоставить Беларуси кредит в размере 1,5 млрд. долларов, министр сельского хозяйства А.Гордеев уже в положительном ключе заговорил о принимаемых Минском мерах по наведению порядка на мясомолочном рынке и т.п. Из бюджета Союзного государства в 2007 году на реализацию совместной программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы будет затрачено около 400 млн. рублей. В контексте этого нельзя не отметить и прошедшую в Минске Международную выставку «Milex-2007», где были представлены образцы вооружения, созданного совместными усилиями российских и белорусских разработчиков.
Тем не менее политика нынешнего руководства России в отношении Беларуси пока не претерпела существенных изменений и остается весьма жесткой. Проводя курс повышения цен на поставляемые в республику энергоносители до «рыночного» уровня, кремлевское руководство создает тяжелые условия для функционирования белорусской промышленности, в особенности предприятий нефтехимического комплекса. В настоящее время между концерном «Белнефтехим» и российской стороной идут непростые переговоры по широкому комплексу проблем, связанных с поставками в Беларусь российской нефти и ее переработкой на белорусских НПЗ. Но, похоже, Кремль и дальше будет придерживаться прагматичного «рыночного» курса, игнорируя союзнические отношения между Беларусью и Россией. Косвенно об этом свидетельствует и то, что 18 мая – в тот день, когда было достигнуто соглашение по «Белтрансгазу», премьер-министр РФ М.Фрадков подписал распоряжение, одобряющее строительство так называемой Балтийской трубопроводной системы (БТС-II). Тем самым идея прокладки нового нефтепровода в обход ряда европейских стран, в том числе и Беларуси, официально получила поддержку российского правительства. И все-таки необходимо признать ряд положительных фактов последнего времени, свидетельствующих, что российская сторона впредь будет больше учитывать интересы нашей республики.
Что касается белорусской оппозиции, то она в мае основные усилия сосредоточила на подготовке и проведении так называемого конгресса демократических сил (КДС), который и состоялся в конце месяца в зале ДК МАЗа. Об этом мероприятии сразу по горячим следам я уже писал в материале «Балаган или имитация процесса». И все-таки на некоторых его «успехах» следует остановиться. Несмотря на многочисленные скандальные провокации сторонников Милинкевича, в целом это мероприятие прошло по сценарию ОГП и ПКБ. Группировке Калякина удалось обеспечить преимущество в президиуме так называемого политсовета ОДС. Для этого часть представителей ПКБ была включена в состав фракций БСДП-Г и БПТ, что позволило увеличить их численность до необходимого уровня. Тем не менее и к настоящему времени полномочия и обязанности этого политсовета, его сопредседателей и президиума четко не определены. С другой стороны, какие обязанности? Главное — стать «начальниками». И бюрократизация управления ОДС после конгресса возросла многократно. Теперь вместо одного рабочего органа численностью в 14 человек создано два, общим числом уже более пятидесяти. То есть все «сестры» получили по серьгам.
Резко критическую оценку, даже в рядах самой оппозиции, получили принятые на КДС «документы», такие, как «Стратегия деятельности ОДС», «Экономическая платформа» и «Малая конституция». По мнению большинства экспертов, это «примитивная беллетристика», «не учитывающая современных потребностей и возможностей общества», к тому же она абсолютно не «политтехнологична». Попытка вынести на рассмотрение КДС некие альтернативные варианты «стратегии» жестко блокировалась сторонниками ПКБ и ОГП.
Как изначально было ясно, проведение КДС не оказало какого-либо влияния на формы и методы «работы» оппозиционной коалиции. Хотя лишение Милинкевича статуса формального лидера «демсил» и изменение состава руководства органов коалиции, возможно, теперь позволит «победителям» в своих интересах перераспределять финансовые потоки, идущие на поддержку оппозиции, и удовлетворить личные амбиции партийных лидеров, которые, убежден, в ближайшее время затеют непримиримую драчку за лидерство уже друг с другом. Что касается бывшего «единого», то его сторонники, скорее всего, пока не выйдут из ОДС и будут придерживаться лозунга «одна коалиция – две стратегии». При этом Милинкевич и Статкевич продолжат курс на переманивание партийных активистов в подконтрольные им структуры, что, конечно же, не будет способствовать «единению» оппозиции.
Оппоненты власти, чтоб о них не забывали, будут время от времени организовывать разного рода политические кампании типа «У Эўропу», «Лучше с лучиной, чем с АЭС», «Льготы всем и все» и т.д. Чем абсурднее будут их требования, тем больше шума предполагается создавать вокруг этих «пикетов», «акций», выступлений.
Всем давно уже ясно, что белорусская оппозиция только имитирует деятельность и ее существование носит маловыразительный, маргинальный характер, не оказывающий никакого влияния на общественные процессы. Это подтвердил и прошедший КДС, фактически зафиксировавший очередной раскол «оппозиционного движения» и еще более понизивший авторитет оппонентов власти, даже в глазах их западных покровителей.
Евгений РОСТИКОВ, «Р»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter