Учиться жить с прошлым

Столетие революций начала прошлого века заставляет вновь обратить внимание на прошлое. Да ведь дело не только в революциях. Применительно к прошлому сложилось несколько подходов. Оно используется для доказательства собственной правоты уже сегодня. Для сведения счетов с людьми и событиями прошлого: это то, что называется местью (социальной, философской, политической, иной). Для компенсации личных или (и) национальных неудач, скажем, восполнения чувства собственной неполноценности за счет умелой интерпретации прошлого. И так далее — до бесконечности. Прошлое бессильно в том смысле, что само за себя постоять не может, все в руках современников.

1917 год

В этом аспекте «учиться жить с прошлым» значит прежде всего то, что его надо уважать. Безотносительно к твоим личным политическим и иным пристрастиям. Конечно, без иных крайностей и ненужных фантазий. Ведущий одной из российских аналитических телепрограмм однажды представил нам вариант такого уважения в форме проекта братского единения «белых» и «красных» 7 ноября. Где каждый со своими знаменами, звездами, орлами и императорскими штандартами в едином порыве идет возлагать цветы к какому–нибудь объединяющему монументу, и вокруг песни — от «Тачанки» до «Поручика Голицына» — и соответствующий антураж: буденовки, махновские папахи, шпалы, ромбы в петлицах и золотые погоны, словом, прошлое приобретает форму социальной утопии. И всем понятно: это именно утопия, поскольку ничего не забылось и сегодня очевиден разрыв между идеологиями, который, хотя и не имеет формы и вида кровоточащей раны, но как живой рубец виден всем.

В таком случае чаще всего лучше молчать. Принять прошлое как ту данность, изменить которую мы не в силах. Вот «Марсельеза» осталась гимном Франции. На порталах и фронтонах зданий французских органов власти красуются все те же слова, про свободу, равенство и братство. И все это — несмотря на безумное кровопролитие Французской революции. Нерон все так же смотрит на Рим, хотя его грехи перед людьми очевидны и общепризнанны. Хотя, конечно, есть примеры и иного рода. Прах великого государственного мужа Франции кардинала Ришелье во время революции выбросили из пантеона, и мальчишки гоняли его череп по мостовой, как мяч.

Здесь на одном из первых мест проблема баланса. Помнится одна из публикаций в «СБ», где автор рассказал, как в старом Гродно власти решают проблему переименования улиц. В самом деле, зачем старой, многовековой улице носить имя исключительно Маркса? Ведь та же улица Маркса ранее называлась Скидельской, Купеческой, Кутузовской и т.д. Один из вариантов решения проблемы — серия табличек, на которых указывается как ныне действующий топоним, так и его исторические предтечи. «Зачистить» современность не получится, жизнь все равно возьмет свое, но столь же сложно жить исключительно прошлым, полагая, что традиция априори беспроигрышна.

Каждый человек живет с собственным прошлым, когда комфортно живет, когда не очень. Скелеты в шкафу, кстати, имеют место быть не только у конкретных граждан, но и народов, государств. США, наверное, хотели бы забыть Вьетнам, Германия — про Холокост, Англия — про расстрел сипаев, да разве их одних. Но это было, это то прошлое, которое не забыть и с которым надо жить. И здесь тоже требуется баланс: не превращать переживание сотворенной несправедливости в болезненное самоистязание, но и не пытаться лакировать свои собственные бесчинства. Да, пожалуй, сегодня и не дадут это сделать. И часто заметна тенденция: давать оценки трудно, поэтому многие предпочитают все то же — молчать. Не предъявлять друг другу обвинения, но помнить и молчать.

Часто можно услышать мнение о доминировании советского прошлого в нашей жизни и важности «разбавить» его иными ценностями иных эпох. Идея верная, но пока осуществимая в очень узком сегменте. И понятно почему. У нас так сложилось (в силу многовекового отсутствия института реальной национальной государственности в первую очередь), что советское прошлое живо, а иные периоды абстрактны, часто имеют вид фантомов. Даже украинцы, «зачищая» советское прошлое и не желающие жить в рамках советских ценностей, предлагают взамен все тот же XX век, разве что с иными мировоззренческими знаками. Вместо коммунистов — бандеровцы, вместо советов — герой Украины Шухевич. Если в принципиальном плане — изменилось немного.

Прошлое просит, требует к себе бережного отношения. И потому, что мы нисколько не мудрее наших предшественников, и потому, что толком не знаем, что нас всех ждет впереди. Вот упорно уничтожали наше «царское» прошлое, и понадобилась сотня лет для того, чтобы понять: делали что–то не то. Где–то идут по этому пути и ныне, уничтожая следы советского образа жизни. Ненужная затея: как же уничтожить самих себя? Может, действительно помолчать, оно, прошлое, может ведь быть и благодарным.

Советская Белоруссия № 30 (25165). Вторник, 14 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter