«Учиться – только на отлично, работать – на совесть»

СЕГОДНЯ невозможно представить себе Витебскую бройлерную птицефабрику без Анны ШАРЕЙКО — женщины, ставшей олицетворением многотысячного коллектива. Всю свою трудовую жизнь она посвятила этому предприятию и, без преувеличения, принесла ему удачу. Бренд «Ганна» известен далеко за пределами нашей страны, и хозяйки действительно доверяют ему. В 2011 году предприятие получило премию Правительства Республики Беларусь в области качества и подтвердило звание лауреата премии Витебского облисполкома за достижения в области качества. Часто размышляю о хозяйке фабрики, строгой и человечной, энергичной и очень целеустремленной женщине. В ней чувствуется поистине крепкая воля и твердый характер.

Таков принцип Анны Шарейко – неординарного человека, руководителя преуспевающего ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

СЕГОДНЯ невозможно представить себе Витебскую бройлерную птицефабрику без Анны ШАРЕЙКО — женщины, ставшей олицетворением многотысячного коллектива. Всю свою трудовую жизнь она посвятила этому предприятию и, без преувеличения, принесла ему удачу. Бренд «Ганна» известен далеко за пределами нашей страны, и хозяйки действительно доверяют ему. В 2011 году предприятие получило премию Правительства Республики Беларусь в области качества и подтвердило звание лауреата премии Витебского облисполкома за достижения в области качества. Часто размышляю о хозяйке фабрики, строгой и человечной, энергичной и очень целеустремленной женщине. В ней чувствуется поистине крепкая воля и твердый характер.

— Видимо, этот характер подарен самой природой. И жизнь не баловала меня, закаляла трудом. Ничего не давалось просто так — за все приходилось бороться, в том числе и за первое рабочее место на этой фабрике, — признается Анна Васильевна. — В 1983 году я с отличием закончила Витебский ветинститут и получила направление в Гродненскую область, хотя имела право выбора. По распределению шла пятая из 360 однокурсников. Было обидно. Пять суток мы с мужем — я вышла замуж за студента на последнем курсе вуза — буквально ночевали под дверью кабинета тогдашнего министра сельского хозяйства, пока не попали к нему на прием. Он принял живое участие в моей судьбе, дав «добро» на перераспределение в Витебский район. Здесь мне пришлось искать первое рабочее место самостоятельно. И нашла в последний день положенного выпускнику отпуска. Не хотелось прерывать внушительный стаж почти со школьной скамьи. Не забуду отзывчивость директора экспериментальной базы «Тулово», предложившего мне должность фельдшера при условии, если не найду ничего более достойного для реализации глубоких знаний «краснодипломницы». Кто-то подсказал мне, что есть вакансия на Витебской бройлерной птицефабрике. Главный технолог учинил мне экзамен на профпригодность. Пришлось «докладывать» ему все, что знала по стафилококку, от которого страдало тогда поголовье кур. Рассказать было что, ведь это тема моей дипломной работы, и я занималась изучением болезни на кафедре микробиологии. Словом, понравилась — и за знания, и за характер. Он убедил вернувшегося позже из командировки директора взять меня на работу. Но не рядовым ветврачом, как я просила, а сразу начальником цеха инкубации. Это была судьба, а Валерия Павловича Цвирко я считаю великим специалистом, лучшим из моих наставников.           Интереснее предложенной мне работы нельзя было придумать для жаждущего знаний специалиста.

Отдельная история — самоутверждение в коллективе, который долго и мучительно привыкал к моим требованиям. Я делала для своих работников все, заботилась об их комфорте и заработке, но и требовала в ответ дисциплины и качества работы. Вопреки желанию пришлось мне, не тщеславному и отнюдь не мечтавшему о карьере человеку, возглавить 14 лет назад коллектив фабрики. Но уж поскольку впряглась в эту должность, не могу не выполнять работу на совесть.

— Анна Васильевна, вы сказали о непрерывном трудовом стаже едва ли не со школьной скамьи. Почему так рано? И как вписалась в него учеба в вузе?

— Я выросла в Чашникском районе, начиная с пятого класса работала с женщинами на полевых работах, а с августа — на зернотоке, чтобы что-то купить себе к осени. У нас в семье было 8 человек, и рассчитывать на обновки к новому учебному году приходилось не каждому. Жили скромно, хотя держали немалое хозяйство — корову, свиней, кур, гусей… В огороде у меня, как и у всех детей, был свой участок, а значит, ответственность за то, что на нем вырастет. Все живое мне нравилось. До 14 лет, наверное, ни разу не бывала в городе. Перед поездкой на недельный семинар руководителей школьных стройотрядов очень волновалась. И не сразу город приняла: все мне казалось не таким вкусным, приятным, душевным, как дома. Я ведь выбрала профессию ветврача осознанно: очень хотела связать судьбу с деревней навсегда. Попыталась поступить в Белгоссельхозакадемию, но провалилась. Заработала на стройке денег для учебы на подготовительных курсах и поехала в ветинститут, предполагая летом снова штурмовать академию в Горках. Но мысли о ней растаяли как снег: я сразу влюбилась в ветинститут. Мне нравилось там все: студенты в халатах, студгородок, суета и деловитость его обитателей… У нас подобралась хорошая группа. Изначально многие шли ради подготовки, в том числе и для сдачи экзаменов в другие вузы. А к концу курсов так сдружились, что почти все, за исключением двух человек, поступили именно в ветеринарный. Там необыкновенно благодатная аура. Разве можно забыть лучшее в жизни время — студенчество?! Эти лекции, вечера, спортивные соревнования, стройотряды…

По-своему дружбу скрепляло общежитие. А условия проживания там были комфортные. Я обожала «анатомичку», была в восторге от возможности своими глазами увидеть притягательный живой мир. Анатомия и фармакология были моими любимыми предметами и требовали отличной памяти. Латынь я обожала. И профессора кафедры анатомии Любовь Ковшикову — человека-легенду — тоже. Профессорско-преподавательский состав был очень сильным. Припоминаю практику в Казахстане, незадолго до окончания вуза. Работали в эпизоотических отрядах, специалисты которых говорили: когда приезжают студенты из Витебского института ветеринарной медицины, мы у них учимся. У них превосходная подготовка по сравнению со студентами других вузов.

— Вы учились отлично с первого дня?

— Я сдала вступительные экзамены на пятерки. И после зачисления всегда готовилась к занятиям только в библиотеке. Это был для меня родной дом. Во многом благодаря доступности уникального книжного фонда можно было получить фундаментальные знания. Все годы я училась только на отлично, на повышенную стипендию. Размер стипендии для меня был существен, ведь на помощь родителей рассчитывать не приходилось. Отец рано умер, а мать с 20-рублевой пенсии выделять деньги на мое проживание не могла. На протяжении студенческой жизни я вела строгий учет расходов, экономя на всем, без чего только можно было обойтись. Впрочем, билеты в филармонию, театр и на концерты входили в мою обязательную программу. С первого же курса устроилась на работу — санитаркой в реанимационное отделение инфекционной больницы. Очень трудная работа не испугала меня. Все пять лет выходила на ночные дежурства через сутки. Я и сейчас сплю не больше 5—6 часов в сутки, больше не получается за все 14 лет директорства. К тому же «пересып» я переношу гораздо хуже. На каникулах побывала за годы учебы лишь раз, позволив себе недельку отдыха у мамы. Уволилась в конце последнего курса, так как вышла замуж. При таком напряженном ритме я пропустила только один раз занятия — когда умер отец.

Помимо учебы, я занималась в лыжной секции, и тренер делал на меня ставку. Но, пропустив из-за соревнований в Сыктывкаре месяц занятий, я поняла, что это не для меня. Мне нужно учиться, постигать премудрости ветеринарии, чтобы стать хорошим специалистом. А спорт пусть останется увлечением. Откровенно говоря, не могла дождаться того часа, когда смогу пойти на свой хлеб. Хотя задумывалась и о продолжении образования.

Данное себе слово сдержала: имею степень кандидата сельскохозяйственных наук, в 1994 году защищала диссертацию по теме «Продуктивность цыплят-бройлеров в зависимости от температурно-влажностного режима инкубации» в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского и технологического института птицеводства.

Суровое испытание на прочность. Не каждый выдержит. Из такого горнила иначе чем с железной волей не выйдешь, а лидеру производства без нее не обойтись. С назначением Анны Шарейко на должность директора фабрики производственно-финансовая деятельность предприятия стала стабильно улучшаться. Стремительно наращивались объемы производства. Если в 1997 году здесь производилось 4266 тонн мяса, то в 2011-м — практически в девять раз больше. Сегодня здесь выращивают 18 миллионов бройлеров в год.

— В текущем году мы планируем произвести птицы в живом весе около 46 тысяч тонн. Это стало возможным благодаря широкомасштабной модернизации существующего и строительству нового производства, — говорит генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анна Шарейко. — На реализацию программы технического перевооружения и расширения предприятия направляются огромные финансовые ресурсы. За предыдущую пятилетку, к примеру, в основной капитал вложено 225 миллиардов рублей, в нынешней планируем вложить 402 миллиарда рублей, хотя возможна корректировка. Нам предстоит закончить строительство промышленного инкубатора и цеха по производству кормов для птицы, реконструировать 15 павильонов для клеточного содержания бройлеров, цеха убоя и готовой продукции, а также цеха утилизации отходов убоя птицы. Кроме того, построить очистные сооружения. Все эти меры в комплексе позволят увеличить к 2015 году производство до 50 тысяч тонн мяса птицы, а объемы его экспортных поставок — до 130 процентов к уровню 2011-го, причем без ущерба для внутреннего рынка. Если в прошлом году было экспортировано мяса бройлеров на 23,3 миллиона долларов США, то в текущем эта сумма увеличится до 25 миллионов долларов.

ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» — единственная в области птицеводческая организация с полным технологическим циклом производства, начиная от выращивания племенного молодняка до углубленной переработки мяса птицы и реализации его в фирменных магазинах. К слову, помимо 20 магазинов, 12 павильонов и 4-х объектов общественного питания, расположенных на территории Беларуси, фабрике принадлежат два торговых дома в Российской Федерации (в Смоленске и Пскове), через которые продукция продается на рынках России. Экспортируется она и в Казахстан.

Три года назад к птицефабрике присоединено 5 хозяйств Витебского района с площадью сельхозугодий 10 тысяч гектаров. Солидных вложений потребовал подъем сельского хозяйства. Но это не подорвало производство. Крупная рентабельная организация по-прежнему работает успешно. Свыше трех тысяч человек ежедневным кропотливым трудом куют славу родному предприятию, которое неоднократно на протяжении последних 14 лет награждалось Почетными грамотами Министерства сельского хозяйства и продовольствия, РО «Белптицепром», Витебского областного исполнительного комитета, занимает лидирующие позиции среди организаций птицеводческой отрасли Республики Беларусь. ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» заносилось на Доски почета республики, Витебской области и Витебского района. В 2010 году это акционерное общество стало победителем республиканского соревнования за достижение высоких показателей в производстве животноводческой продукции среди птицефабрик мясного направления.

И все это достигалось коллективом, руководит которым выпускница Витебской академии ветеринарной медицины Анна Шарейко. Нигде, кроме этой фабрики, она больше не работала, и заслужила за этот труд две правительственные награды — медаль «За трудовые заслуги» и орден Почета.

Выпускники ветакадемии и сейчас приходят на эту фабрику — на работу. Руководитель предприятия, прошедший суровую школу жизни, к подбору кадров относится требовательно. Анна Шарейко искренне благодарна альма-матер за полученные знания и уверена: из ветакадемии специалисты должны выходить грамотными — на таких рассчитано современное производство.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, собственный корреспондент «БН» по Витебской области.

Фото автора и из архивов предприятий и организаций

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter