Учиться плавать у дельфинов

Сегодня белорусское плавание — это Александра Герасименя...

Сегодня белорусское плавание — это Александра Герасименя. Кто–то вспомнит еще Светлану Хохлову. На этом познания большинства болельщиков, не относящих себя к большим знатокам, закончатся. И начнутся воспоминания о тех временах, когда за медали боролись Елена Попченко и Анна Щерба, а белорусская эстафета всерьез задумывалась о победе на Олимпиаде. Говорят, что времена те ушли безвозвратно, а нынешние успехи Александры Герасимени — не признаки жизнеспособности вида спорта, а скорее его конвульсии. Так ли это? Какова глубина пропасти между нашей «золотой рыбкой» и теми, кто пока лишь загадывает желания? И есть ли шанс сократить это отставание? Ответы на эти вопросы мы попытались рассмотреть в воде Брестского областного центра олимпийского резерва, принимавшего очередной чемпионат Беларуси. А в качестве собеседника пригласили с собой на трибуны главного тренера национальной сборной Игоря Макеева.


Брест рано или поздно станет белорусской столицей плавания. Это отчетливо понимаешь, как только попадаешь в недавно отстроенный водный спорткомплекс. Две «ванны», в которых, не мешая друг другу, умещаются и пловцы, и ватерполисты. Огромный, на всю стену, экран, на котором статистика выступлений в перерывах сменяется музыкальными клипами. И, наконец, самая современная система учета результатов, позволяющая, с одной стороны, следить за выступлениями в режиме онлайн, а с другой — придать соревнованиям действительно серьезный статус. Пусть пока не олимпийский, но уже квалификационный. Проплыв дистанцию чемпионата Беларуси с достаточно быстрым временем, любой спортсмен мог запросто обеспечить себе право участия в лондонской Олимпиаде, а потому в списках желающих обнаружились не только белорусы, но и гости из России, Азербайджана и Молдовы.


В отсутствие Александры Герасимени (в план подготовки чемпионки этот старт не входил) все главные женские роли на брестских дорожках должна была сыграть Светлана Хохлова. Света победила на двух дистанциях из трех, на которых была заявлена, но в номинации «открытие турнира» главный приз вполне заслуженно можно отдать Оксане Демидовой. Пусть и не в коронном «полтиннике», пусть удивившись на финише неожиданному счастью, но тем не менее отобравшей у Хохловой титул чемпионки страны и сделавшей весомую заявку на то, чтобы уже в ближайшее время превратить лидерский дуэт белорусского плавания в трио.


— Оксана выросла буквально за полгода, — комментирует тренер события на дорожке, где с виду хрупкая и тоненькая Оксана невероятными усилиями на последнем этапе вытягивает на пьедестал и свою эстафетную команду. — Мы перевели ее в группу к Елене Климовой, и Демидова за год прибавила так, что выполнила олимпийский норматив «В» и вот сейчас выиграла «сотню» у Хохловой. И при этом ей всего–то 18! Представляете, какая перспектива!


Если у девушек хорошие новости время от времени проскакивали даже в худшие годы, то мужское плавание в Беларуси долгое время и вовсе было субстанцией эфемерной. Кто–то куда–то плыл, разыгрывались титулы чемпионов страны... Но что за люди их примеряли и на что они могли рассчитывать за пределами белорусских бассейнов, было не очень понятно. Неудивительно, что пару лет назад сразу двое отечественных спортсменов неожиданно «всплыли» в Азербайджане. Тогда в ответ на улюлюканье болельщиков, обвинявших экс–соотечественников едва ли не в предательстве, Евгений Лазука и Александр Ильин говорили об условиях, о зарплате, о сборах и возможности тренироваться под началом грамотных тренеров, включая Андреа ди Нино, готовившего «того самого» Милорада Кавича, едва не «уделавшего» в олимпийском бассейне Пекина самого Майкла Фелпса. Весомые, в общем, аргументы приводили. Тем удивительнее было увидеть обоих «перебежчиков» в Бресте. В составе сборной Азербайджана ребята приехали сюда за олимпийскими лицензиями, однако не только не смогли выполнить заветные нормативы, но и уступили своим же бывшим товарищам по команде!


— Сейчас в Азербайджане не так все радужно, как виделось поначалу, — наблюдая, как затерявшиеся среди белорусов «азербайджанцы» разминаются перед очередным заплывом, Игорь Макеев как бы вскользь замечает, что если Лазука, уезжавший из Беларуси лидером команды, о возвращении пока не задумывается, то не хватавший звезд с неба Ильин в разговорах уже нет–нет да и усомнится в своем прежнем выборе.


В Бресте белорусы, к слову, не только оставили за спиной финансово куда более благополучных гостей, но и «выловили» в воде Дворца водного спорта аж 9 нормативов для поездки на чемпионат Европы, гарантирующих там, по расчетам тренеров, как минимум полуфинал и даже три национальных рекорда — на дистанциях 200 и 400 метров комплексным плаванием и 50 баттерфляем. Что еще приятнее, их авторами стали молодые Юрий Суворов (дважды) и Евгений Цуркин. А если вспомнить еще и о теперь уже двукратном чемпионе страны Арсении Кухареве, который уже несколько раз переписывал юношеские и юниорские рекорды, то картина вырисовывается не такая уж и безнадежная.


— Все эти ребята — очень перспективные, — Макеев достает из папки свежесоставленный рейтинг белорусских пловцов, в котором имя Кухарева стоит на третьей строчке, уступая лишь примам: Герасимене и Хохловой. — На юниорском чемпионате Европы Арсений, например, взял «серебро», чемпионат Беларуси уже дважды выиграл у более опытных соперников... Но тут есть нюанс. Если проследить юношеские чемпионаты мира и Европы — белорусы всегда или в призах, или где–то рядом. А потом теряются. Объясняется это просто: с юношами работать легко. Какую программу тренировок им ни подсунь — они все равно худо–бедно, но будут расти. А когда «спускается» план «минимум — шестое место» и от его выполнения напрямую зависит зарплата тренера, мало кто думает о способах достижения цели и далеких перспективах. Сами же себе проблемы создаем! И нам стоило больших усилий опустить эту планку хотя бы до 12–го места...


Даже среди чемпионов страны средний возраст едва ли превысил 20 лет. «В среднем по бассейну» — тем более. И понять, что это не просто шумная, плещущаяся в воде толпа подростков, а разминающиеся перед стартом участники главного республиканского турнира, на финише которого маячат олимпийские лицензии, с первого взгляда непросто. Потому и оценивать эту молодежь можно по–разному. Много? Да! Отчасти — на волне успехов Александры Герасимени, отчасти — благодаря появлению новых бассейнов (в отличие от сокращающего «акваторию» Минска в Брестской области «ванны» есть в 14 из 16 районов!) количество детей, приходящих в секции плавания, растет. Единственный «день открытых дверей», устроенный минувшей осенью руководством брестского комплекса, обеспечил не только полную загрузку детским тренерам, но и собрал около 900 (!) человек в платные группы. Правда, в этом «приливе» встречаются и подводные камни.


— Я сделал выборку по спринтерским финалам чемпионатов мира и Олимпиад, — обрисовывает ситуацию Макеев. — Средний возраст участвовавших там пловцов — 26 — 27 лет. Как раз столько сейчас Герасимене и Хохловой. Средний возраст большинства остальных ребят — 19 лет! Другими словами, от нас ждут медалей, а спортсмены даже не дорастают до того возраста, в котором могли бы на них претендовать. В 21 год начинают задумываться: а зачем нам это все надо? Что впереди? Где брать деньги? До 25 лет «доживают» очень немногие, а в результате даже в, казалось бы, благополучном женском плавании у нас есть лишь Герасименя, Хохлова и еще пара спортсменок, а дальше — только 14 — 15–летние девочки, из которых если и выйдет толк, то не скоро...


У мужчин главную надежду зовут Павел Санкович. 22–летний обладатель двух бронзовых наград чемпионата Европы уверенно добавил к ним еще пару «местных» титулов. Выбравшись из бассейна, он вспомнил неоднократного чемпиона и рекордсмена мира — россиянина Станислава Донца, который свои первые награды начал завоевывать лишь в 23 года, и отправился собираться... в ЮАР. Там вместе с группой Елены Климовой, тренирующей нашу главную ударную силу — Александру Герасименю и «вольную» эстафету, — он будет готовиться к Олимпиаде в единственном в мире высокогорном открытом бассейне. Остальные, кто не попал в число «олимпийских надежд» и не смог претендовать на обеспечение «идеальных условий подготовки», отправятся в Бобруйск, где начнется один из немногочисленных сборов.


— Японцы недавно дельфинами заинтересовались, — неожиданно замечает Игорь Макеев, обращая внимание, что выигрывающий очередной заплыв Санкович «прихрамывает» на одну руку. — Изучили их движения под водой и пришли к поразительному выводу: сила мышц дельфинов может позволить им развивать скорость порядка 15 километров в час. А они плывут около 45! После этого весь мир начал усиленно заниматься вопросами гидродинамики. Плавание — единственный вид спорта, в котором человек находится в неестественной среде обитания. И двигается там чаще всего нелепо, подсознательно ищет опору. Если не «поймать движение», то можно хоть по 30 километров за тренировку наворачивать — существенно быстрее не поплывешь. А у нас даже нет подводной камеры, чтобы увидеть, как спортсмены под водой двигаются. Правда, в январе мы пригласили специалиста из России, который снял под водой работу наших олимпийцев. Это дорого стоило, но мы обнаружили массу ошибок. Столько работы, что даже представить сложно... И это — у лучших наших спортсменов!..


— Проблема в том, что мы до сих пор живем в СССР, — Александр Гордиенко, тренер новоиспеченного рекордсмена страны Юрия Суворова и один из тех, кто за десятки лет работы в бассейне подводную жизнь Беларуси изучил до самого дна, к нашему обсуждению подключился неожиданно. Но итог ему подвел такой, что и добавить нечего: — Во времена СССР с таким временем, которое Юрий Суворов показал в Бресте, он стал бы победителем чемпионата Союза и претендовал бы на «золото» чемпионата мира. Сегодня даже в финал не попадет. Современные результаты предъявляют соответствующие требования, а мы по–прежнему плаваем по одним и тем же методикам...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter