Учиться оперировать лучше на… людях

Почему   в   Белорусском медицинском  университете   не   снимают   электрокардиограммы   у   собак

Почему   в   Белорусском медицинском  университете   не   снимают   электрокардиограммы   у   собак

Как большинство из нас представляет себе подготовку студента медицинского университета, например хирурга? Кто-нибудь, наверное, вспомнит подопытных собак или лягушек. А как без этого стать хорошим врачом? Признаюсь, я и сама так думала, пока не узнала, что Белорусский государственный медицинский университет отказался от использования животных в учебном процессе. Возможно ли выпустить высококвалифицированного специалиста, который, будучи студентом, не делал элементарного, например, не накладывал швов? И не означает ли это, что, спасая жизни животных, мы подвергаем опасности свое собственное здоровье? Чтобы найти ответы на эти вопросы, я пришла в столичный медуниверситет. 

Пришла и удивилась: при университете работает виварий. Хотя, если отказались от опытов над животными, зачем он нужен? Кто не знает, виварий — это помещение для содержания лабораторных животных,  которых используют в экспериментальной работе. Решила зайти. В отдельном помещении резали морковку и капусту, в большой кастрюле варились кости для собак, рядом размокал хлеб. Людмила Гутько, заведующая виварием, показала своих питомцев: сначала несколько комнат, где живут белые крысы, за ними мыши, с которыми соседствуют морские свинки, чуть дальше — пугливые кролики. Везде порядок, на моих глазах несколько работников делают уборку. «Животных действительно не используют в учебном процессе, — рассказывает Людмила Владимировна. — Почему? Если человек начинает работу с животными, то он должен уметь сострадать, понимать, что это живое существо, его нужно щадить, а студенты младших курсов  — это просто вчерашние дети, школьники, они этого пока не ощущают, все приходит со временем, с опытом, с годами».  

С животными в медуниверситете теперь работают только аспиранты. Что поделаешь, медицина без  науки существовать не может, а науке, как известно, не обойтись без эксперимента. Операции проводят в клинических условиях и только под наркозом. «Специалисты в области челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, гистологии  работают с кроликами, морскими свинками, с собаками, исследования в фармакологии практически полностью построены на мышах и крысах», — продолжает Людмила Владимировна. 

Количество животных, которое выделяется каждому аспиранту, строго регламентируется и определяется специальной комиссией. Ведь для разных экспериментов нужно разное их количество: кому-то пять, а кому-то и пятьдесят. Поэтому, прежде чем начать работу, научный сотрудник со своим аспирантом высчитывает, сколько животных и какого вида понадобится для опыта, потом пишется заявка. А уже комиссия решает: удовлетворить ее или нет. 

— К нам часто приносят больных животных, совсем безнадежных, онкобольных, — продолжает свой рассказ Людмила Владимировна. — Их отказываются оперировать в ветлечебницах. Мы всех забираем и стараемся помочь. Кстати, в этих операциях иногда принимают участие студенты старших курсов. Как правило, это те, кто очень увлечен будущей профессией и желает узнать как можно больше. Таким мы только рады помочь. 

«Так как же все-таки учатся студенты?» — думала я, переступая порог медуниверситета. В этом вопросе мне помог разбираться первый проректор Сергей Денисов. 

— Я хочу подчеркнуть, что администрация университета ответственно подходила к принятию решения, понимали, что будет сопротивление. Есть две позиции, по которым мы отказались от использования животных, — рассказывает Сергей Дмитриевич. — Первая — это то, что в ряде случаев использование животных было ритуальным и бессмысленным. Приведу такой пример. При кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии была операционная. Представьте ситуацию: готовится собака к операции, оперировать ее будет преподаватель, два студента ему ассистируют, а остальные 10—12 человек из этой группы просто стоят и наблюдают. То есть реально практическим навыкам на собаке не научишься. Я бы поставил так вопрос: если бы это была абсолютная необходимость, то тогда каждый студент должен попробовать провести операцию, причем неоднократно, а  это тысячи животных. 

Вторая: такое использование животных для подготовки студентов может иметь совсем противоположный эффект — воспитать жестокость.  Я с ужасом вспоминаю, что делал, будучи студентом, на занятиях по физиологии. Мы отрезали головы лягушкам ножницами, естественно без наркоза, протыкали позвоночный канал, разрушали спинной мозг, привязывали и, по сути, пытали электрическим током, изучали нервно-мышечные препараты. Либо представьте ситуацию:  собачке делают кровопускание, наблюдают за потерей крови. Животное несчастное страдает, а я сижу и смотрю. Сейчас компьютерная программа позволяет это сделать в тысячу раз эффективнее, быстрее да и красивее.  Время же поменялось, психология должна меняться тоже. Я часто спрашиваю коллег, зачем они этих несчастных кроликов режут, да их же можно отфотографировать, отснять на камеру один раз и показывать потом постоянно на большом экране. Зачем электрокардиограмму снимать у собачки или у кого-то другого? У студента надо ее снимать! Во время учебного процесса. Вот стоит на кафедре нормальный мощный кардиограф, студенты будут не против, поверьте! 

Рассказывает Сергей Денисов: 

—Мне приходилось бывать в Англии в экспериментальных  центрах. Я задал два вопроса английским коллегам. Первый: «Можно ли выучиться на хирурга, оперируя собачку?» Они ответили: «Конечно, нет!» А как же учиться? Обыкновенно, на людях. И это не означает, что люди выступают как объекты эксперимента. Почему у врачей такая длительная подготовка? Эти шесть лет упорной работы учат осторожности, здравому смыслу, соблюдению прав пациента и ответственности. Вы же понимаете, чтобы стать хирургом, нужно начать однажды оперировать. 

Во многих странах мира, работая с животными, ученые руководствуются  принципом трех R: Reduction (уменьшение) — снижение числа животных, используемых в эксперименте; Replacement (замена) — перенос опыта с представителей более высокоорганизованных видов животных на менее развитых животных; Refinement (совершенствование) — гуманизация эксперимента за счет использования обезболивания и нетравматических методов работы с животными. Уже несколько лет эти принципы усваивают студенты Белорусского государственного медицинского университета. Плюсов у новой системы обучения, очевидно, множество. Есть ли минусы? Покажет время. Во все времена врачей или благодарили, или ругали за недобросовестное отношение к своей работе. Возможно, если студенты будут ценить жизнь животных, то станут бережнее относиться и к здоровью человека.  А это самое главное. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter